Поэтическая душа Виктора Васнецова звала к сказке, вот и написал он семь полотен на сказочные темы: «Баба-яга», «Кащей бессмертный», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «Спящая царевна», «Сивка-бурка», «Ковер-самолет». С удовольствием он иллюстрировал народные сказки: в каждом доме живут его герои: зловещая Баба-яга, романтичный путешественник Иван-царевич, кони с гривами, похожими на струи воды.
Древнерусская традиция подсказывала: в художественном творчестве следует идти от «привлекающих людей», то есть искать среди своих современников людей, похожих на задуманных героев. Вот почему в херувимах и серафимах Владимирского храма находили портреты васнецовских детей. А когда писал полотно «Богатыри», узнал художник Илью Муромца в ломовом извозчике Иване Петрове, а Алешу Поповича списал с Андрея Мамонтова.
Виктор Васнецов обожал музыку: она уносила его от суеты, тревог и забот. В доме Третьякова в Толмачах проходили домашние концерты. Их Васнецов старался не пропускать, садился у печки, прикрывал глаза, слушал всем существом. Музыка для него была чудесное таинство, он утверждал: «Музыкой можно лечиться». Кстати, детский клуб Лобня http://www.dslider.ru предлагает развивающие программы для детей.
Обожал Баха, Бетховена, Моцарта. Говорил о своих картинах: «Все они были раздуманы и писались в ощущениях музыки».
Разве не звучит «за кадром» «Богатырская симфония» Бородина, когда стоишь у картины Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»?
По поводу этого полотна замечательный учитель многих поколений русских художников II. П. Чистяков писал Виктору Васнецову: «Вы... поэт-художник. Таким далеким, таким грандиозным, по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал вам...» Васнецов читал это послание со слезами на глазах.
Начинал свою творческую жизнь Виктор Васнецов с жанровых сценок из жизни бедного петербургского люда. О нем говорили, что он — продолжатель Перова, Прянишникова, Маковского. За картины «Книжная лавочка» и «Преферанс» хвалили: мол, как точно все схвачено — и типы, и ситуации. Предрекали, что мог бы стать первоклассным жанристом, близким по духу прозе Достоевского. Но поэтическая натура звала в другую сторону, в сказку.