Жизнь А. Беляева была такой удивительной, что можно написать роман о ней. Отец А. Беляева был священником, и сын тоже должен был принять духовный сан, но вместо этого он решил стать юристом, однако зарабатывал тем, что рисовал театральные декорации, играл в оркестре. Он учился в духовной семинарии и интересовался последними достижениями науки и техники (воздухоплаванием, фотографией), поклонялся музе театра, путешествовал по Европе, был в Швейцарии, Германии, Австрии, Франции, пробовал себя в режиссуре, был знаком со Станиславским.
С детства Беляев мечтал научиться летать по воздуху, как птица, но без использования крыльев. Свою мечту он решил осуществить, прыгая с крыши. Один из таких прыжков закончился переломом позвоночника. После этого юноша заболел костным туберкулезом и от этой болезни не мог избавиться всю жизнь.
В возрасте тридцати двух лет А. Беляев оказался прикован к постели, но смог подняться и включиться в новую жизнь — это были годы революции, Гражданской войны, строительства страны Советов. Он трудился в угрозыске, детском доме. Начал выпускать журналы «Всемирный следопыт» и «Вокруг света». Работая то в детском доме, то в милиции, то в библиотеке, Беляев много писал и с 1925 по 1941 год опубликовал около шестидесяти романов и повестей. Популярность автору принесли книги «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Звезда КЭЦ», «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Воздушный корабль», «Ариэль», «Последний человек из Атлантиды»... В этих фантастических произведениях рассказывается о полетах в мировое пространство, передаче мыслей на расстояние, об освоении Арктики, о покорении морских глубин, продлении человеческой жизни.
Когда началась Великая Отечественная война, А. Беляев, прикованный к постели, остался в оккупированном фашистами городе Пушкине и умер от голода.
Особенность фантастики этого писателя заключается в том, что она имеет под собой научную основу. При этом Беляеву был свойственен редкий дар предвидения. «Советский Жюль Верн» обладал обширными знаниями во многих областях науки, медицины. В 1920-е годы им была написана удивительная книга «Голова профессора Доуэля». Это было произведение «в значительной степени автобиографическое», как писал Беляев в статье «О моих работах»: «Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия. Вот тогда я передумал и перечувствовал все, что может испытать «голова без тела»...
Сначала, в 1925 году, был опубликован научно-фантастический рассказ «Голова профессора Доуэля», который в 1937 году писатель переработал в роман, посвященный проблеме оживления органов, отделенных от человеческого тела. Эта проблема, такая фантастическая тогда, стала животрепещущей сегодня, много лет спустя.
Сюжет романа несложный. Профессор Керн нанимает помощницу для проведения опытов при одном условии: «Вы должны быть немы как рыба. Вы должны молчать обо всем, что увидите и услышите здесь. Неисполнение повлечет за собой крайне неприятные последствия». При знакомстве с лабораторией будущая помощница, Мари Лоран, видит странные предметы, аппаратуру и... голову без туловища. «Голова жила самостоятельной и сознательной жизнью».
Это была голова умершего друга Керна — голова профессора Доуэля. Он страдал неизлечимым недугом. Умирая, завещал свое тело для научных опытов: «Вся моя жизнь была посвящена науке. Пусть же науке послужит и моя смерть». Так началась работа Мари Лоран в лаборатории профессора Керна. Она должна была в течение дня следить за аппаратами, поддерживающими жизнь головы. Между Лоран и головой установились дружеские отношения. Мари помогает голове заговорить, открыв тайну запретного крана. Она много узнает от Доуэля о его жизни и о профессоре Керне, который, как оказалось, использует знания и ум Доуэля в научной работе. «Он, как паразит, питается вашей мозговой деятельностью, сделал из вашей головы какой-то аккумулятор творческой мысли и зарабатывает на этом деньги и славу», — возмущается Мари Лоран, узнав, что на самом деле произошло с Доуэлем. Потом в лаборатории появляется еще две головы, и Мари невольно станет не только свидетельницей, но и участницей эксперимента. Керн узнает о том, что Мари разговаривает с Доуэлем, и ставит новые чудовищные условия, желая избежать огласки и довершить эксперимент с другими головами.
Теперь Керн собирается соединить голову с туловищем, и эта операция соединения женской головы с туловищем проходит успешно. Но далее случаются незапланированные события. Оживленная женщина сумела убежать из лаборатории. Она волею судьбы знакомится с сыном профессора Доуэля. Расплата за все злодеяния настигает Керна, но оживить Доуэля невозможно. Сын еще раз (после смерти Доуэля) увидится с отцом. Зло будет наказано. Захватывающий сюжет подходит к логическому завершению. Автор убеждает читателя, что научные достижения не должны быть употреблены во вред человеку. Остается вера в оптимистическую идею бессмертия человеческой мысли.
P.S. Ищите запчасти на грузовик Scania? Тогда на сайте вы найдете не только запчасти, но и можете записаться на сервис.