Л.Н. Андреев — один из самых знаменитых писателей, творивших на рубеже XIX и XX веков. Он родился в 1871 году в городе Орле, где его отец служил землемером. Высшее образование Л.Н. Андреев получил, учась на юридических факультетах сначала Петербургского, а потом Московского университетов. Но ни адвокатом, ни вообще юристом он так и не сделался: почувствовав в себе способности к литературному творчеству, он избрал дорогу писателя. Рассказ «Баргамот и Гараська», напечатанный в 1898 году, привлек к Андрееву внимание читателей, и с тех пор слава его неизменно росла.
Каждое его новое произведение заставляло много говорить о себе, потому что писателю удавалось по-своему и весьма глубоко изображать жизнь. Понимать его было нелегко; так как писал он преимущественно для взрослых и очень серьезно. Но есть у Л. Андреева несколько рассказов, которые заинтересуют и ребят. Таков рассказ «Кусака». Читая его, невольно начинаешь жалеть несчастную собаку, осуждать ее обидчиков, но в число обидчиков не зачислишь Лёлю, которая покорила собачье сердце. Ребята не видят предательства Лёли, уехавшей в город, не попрощавшись с преданной Кусакой. Винят во всем Лёлину маму — это ведь ей не хотелось брать в город простую дворняжку. И очень редко кто примеряет ситуацию на себя, ведь Лёля поступила обычно, как делают многие. Она поиграла-поиграла с собакой и оставила ее на зиму у заколоченной дачи. Но что же могла сделать для собаки девочка? Тут уже читатель предлагает решения: могла бы попросить сторожа приглядывать за их верной Кусакой и подкармливать ее, могла бы упросить маму...
Чувство безнадежности остается у читателя и после рассказов «Ангелочек», «Петька на даче»... Л. Андреев часто использует прием открытого финала, который дает читателю возможность самому подумать, что же будет дальше с героями, но почему-то зачастую такой финал не оставляет добрых и светлых надежд.
Читателям старшего возраста стоит обратиться к рассказу Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Темнота, мрачность, грешность жизни главного его героя — истового служителя церкви — приводят к рассуждениям о гордыне человека, возомнившего себя равным Богу.
Откровения Л. Андреева заставляют читателя философски относиться к жизни, помогают думать и сопоставлять ситуации из его произведений со своим прожитым днем.
Напряженные творческие искания выделяли Л. Андреева среди писателей-реалистов. Он поднимал животрепещущие общественные вопросы в рассказах «Красный смех», «Рассказ о семи повешенных», «Записки Сатаны».
Во время революции 1917 года Л. Андреев оказался в Финляндии, где и оставался до конца своих дней.
В повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» противопоставляются два абсолютно разных героя. С одной стороны, автор показывает высочайшую чистоту и духовную красоту Иисуса, с другой — абсолютную ему противоположность: безобразного, подлого Иуду Искариота, обладающего всеми самыми низкими качествами. Как отмечается в повести, не только добрые, но и злые люди считали его негодяем и не принимали в свое общество: «И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные, которых расспрашивали об Иуде, поносили его самыми жестокими словами».
Но с удивительной легкостью Иуде удается добиться своего. С присущим ему умением обманывать и льстить он скоро перестает пугать многих учеников Иисуса. Еще в начале повести говорится: «Постепенно к Иуде привыкли и перестали замечать его безобразие. Лгал Иуда постоянно, но и к этому привыкли, так как не видели за ложью дурных поступков, а разговору Иуды и его рассказам она придавала особенный интерес и делала жизнь похожею на смешную, а иногда и страшную сказку».
Автор умышленно делает Иуду главным действующим лицом в книге, главным объектом для размышлений. Иуда для самого Андреева — интересный характер для исследования. Странное впечатление производит его картина, нарисованная цветными мелками. На ней изображены головы Иисуса Христа и Иуды Искариота, соединенные одним терновым венцом. Дочь писателя так отзывалась о картине: «И странная вещь: несмотря на то, что сходства нет никакого, по мере того как всматриваешься в эти два лица, начинаешь замечать удивительное, кощунственное подобие между светлым ликом Христа и звериным лицом Иуды Искариота — величайшего предателя всех времен и народов. Одно и то же великое, безмерное страдание застыло на них».
В повести «Иуда Искариот» Леонид Андреев излагает свою версию мотивов предательства Иудой Иисуса Христа. Но одновременно автор заставляет читателей снова и снова возвращаться к библейскому сюжету, обдумывать и находить собственное понимание произведения.