Немного найдётся в летописи мирового искусства таких полных драматизма страниц, как история нашей древней живописи, русской православной иконы. Судите сами: крещение Руси, первые церкви, первые настенные росписи, первые иконы византийской школы, первые попытки переосмысления старой православной традиции в русском духе... Междоусобицы, набеги степняков, монгольское иго, великая русская Смута, разграбленные и сожжённые храмы, погибшие иконы и фрески. И тут же — в русское искусство вливают «свежую кровь», спасающиеся от османского разгрома болгарские, сербские, греческие мастера. Потом реформы патриарха Никона, раскол, гонения на старообрядцев, и снова гибнут старинные русские иконы в огне костров и сырости лесных тайников. И наряду со всем этим, какая-то удивительно наивна, детская страсть к ярким краскам и чётким линиям, а отсюда — стремление «подкрасить», «улучшить», переделать на современный лад. В результате то немногое, что сохранилось к XIX веку от великолепного наследия удельной Руси, было надёжно укрыто под живописью более позднего времени. Лишь к началу XX века ценители русской иконописи узнали, что под многими не очень ценными, с художественной точки зрения, изображениями сокрыты подлинные сокровища древнего отечественного искусства.
Нет худа без добра, все эти позднейшие подновления и Новые изображения на старинных иконах (т.е. «записи») послужили своеобразным панцирем, под защитой которого древнее письмо прекрасно сохранилось. Именно так мировая культура обрела великий шедевр древнерусской живописи, «Троицу», которая хранилась в Троице-Сергиевым монастыре. Старинное предание монастыря гласило, что «Троица» принадлежит кисти великого Андрея Рублёва. В 1904 году с иконы сняли золотую ризу, закрывавшую большую часть иконы, но под ризой обнаружили живопись XVIII столетия, сделанную к тому же не самым большим мастером. Постепенно, слой за слоем, пробивались реставраторы к древнему творению Рублёва, и лишь после Октябрьской революции икона была раскрыта полностью и стала признанным шедевром отечественного искусства.
Андрей Рублёв родился около 1370 года. Молодые годы, годы учения и становления его как мастера прошли в иконописной мастерской Троицкой обители. В 1405 году была сделана первая запись с упоминанием его имени. В том году в Благовещенском соборе Московского Кремля работал знаменитый византийский мастер Феофан Грек, которому помогали «Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублёв». Как мы видим, Андрей Рублёв, простой монах, упомянут последним, как молодой, начинающий иконописец, но уже через три года ему было поручено расписать Успенский собор во Владимире. Рассчитывать на такой закал мог только известный, зарекомендовавший себя мастер. Спустя два года Русь подверглась одному из самых опустошительных татарских набегов. Во время набега была практически уничтожена национальная святыня русских — Троице-Сергиева обитель, которая служила символом произошедшей за тридцать лет до того Куликовской битвы. Ученик и преемник Сергия Никон, отдал все свои силы на восстановление разрушенного монастыря. В числе прочих мастеров в обитель был приглашён и Андрей Рублёв, который должен был расписать собор и создать для него новый иконостас. Одной из икон этого иконостаса и была гениальная «Троица».
Сюжет этой иконы был взят Рублёвым из старинной византийской легенды. К патриарху Аврааму явились трое прекрасных юношей, и он угадал в своих гостях воплощение троичного начала Бога. На иконе изображена сцена трапезы, когда гости вкушают мясо жертвенного тельца, которого заклал Авраам. В чаше, стоящей на столе, — голова тельца, этого символа жертвенности Христа. Формы, линии, краски, безупречное равновесие частей. Всё это делает «Троицу» Андрея Рублёва образцом древнерусской живописи, величайшим шедевром православного искусства. Не случайно, Стоглавый собор в середине XVI столетия повелел «писать живописцам иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублёв».