Раскопки Трои возобновились в 1988 году. Приступая к работе, ученые искали ответ на ряд важных вопросов. Являлась ли Троя «пиратским гнездом» или великой доисторической державой? Может быть, Троя была Атлантидой? Была ли Троянская война? И если да, то когда она произошла? Можно ли считать Трою колыбелью европейской цивилизации? В каких отношениях Троя была со своими соседями и, в частности, с хеттами — народом, чье царство просуществовало в Малой Азии почти тысячу лет?
В 1992 году к юго-западу от холма Гиссарлык был обнаружен ров, опоясывавший Трою. Он пролегал довольно далеко от городских стен, окаймляя территорию площадью 200 тысяч квадратных метров, тогда как сама Троя занимала всего 20 тысяч квадратных метров. Вероятно, он окружал Нижний город, возникший в середине III тысячелетия до нашей эры. Еще в 1700 году до нашей эры здесь проживали тысячи людей. Очевидно, Троя была куда более могущественным городом, чем полагали прежде.
В 1994 году был найден еще один искусственный ров. Первый ров пролегал в 400 метрах от крепости, а второй — в 500. Оба они оказались почти одинаковыми (глубина — 1,5 метра; ширица — 3 метра) и были частью хорошо продуманной системы укреплений. Преодолеть такой ров на боевых колесницах было нельзя. За рвом, как полагают ученые, высилась деревянная стена или же стояли ряды заостренных кольев. Из-за этого ограждения обстреливали врагов. Правда, остатки частокола сегодня уже не обнаружить, но в «Илиаде» описано подобное сооружение:
Мысль безрассудная — гнать через ров с колесницами коней.
Он к переходу отнюдь не удобен: по нем непрерывно
Острые колья стоят, а за ними твердыня данаев [троянцев].
Нам ни спускаться в окоп сей, ни в оном сражаться не должно,
Конным бойцам; теснина там ужасная, всех переколют.
Кстати, уже в 1992 году немецкий геолог Эберхард Цанггер выпустил нашумевшую книгу «Атлантида — разгадка легенды». На ее страницах он утверждал, что Троя и была той самой мифической державой, о которой поведал Платон, а найденный ров, конечно же, был одним из каналов, окружавших Атлантиду. Подобные сенсации сопровождают любые работы археологов.
Но, пожалуй, плодотворнее пофантазировать, какой могла быть жизнь в Трое в середине II тысячелетия до нашей эры — в гомеровской Трое. Вот как мог выглядеть Нижний город, если довериться мнению Корфмана.
...Улочки так тесны, что едва продвигаешься Вперед. Через каждую пару шагов громоздятся кучи товара. Купцы и мастеровые нахваливают свежие овощи, красное вино, оливковое масло, костяные гребни, микенскую керамику, оружие из бронзы.
От этого изобилия застит в глазах, а нужно смотреть в оба. Иначе непременно наступишь на пса или поросенка, что носятся всюду, заглядывая в глинобитные дома или по уши зарываясь в мусор. А мусора здесь в Избытке. Город окутывает смрадная вонь от звериного помета, гниющей рыбы, дыма костров и сыроватой глины.
Но людям, кажется, все нипочем. Они озабочены своими делами и пробираются сквозь толпу небрежно, даже высокомерно, как и положено жителям большого города. Лишь иногда они замирают на бегу, чтобы послушать странствующего певца, который под звуки лиры декламирует одно из полюбившихся всем сказаний о жизни и подвигах героев. В эти минуты можно приглядеться к жителям Трои; пару столетий спустя их самих воспоют такие же певцы.
Местные мужчины носят короткие, пестрые одежды, порой отороченные бахромой. На ногах у многих кожаные сандалии. Женщины одеты по критской моде. Щеки, глаза и губы подрумянены. Нет недостатка в украшениях — ожерелья из сердолика, золота или серебра; серьги и браслеты из бронзы. По людям видно, что город их богат.
Внезапно все бросаются в сторону, прижимаются к стенам. С грохотом проносится колесница, удаляясь в сторону Верхнего города. Там — крепость, лежащая на холме. Она огорожена мощными стенами, сложенными из каменных, одинаково обтесанных глыб. Отсюда, снизу, видны лишь крыши отдельных дворцов, что высятся над зубцами стен. По краю стен дозором проходят стражники. Там, в просторных, пышно убранных дворцах, пребывают царь и вельможи. Вражескому войску никогда не пробиться туда.
...Время расцвета этого города, названного ныне Троей-VI, длилось четыреста лет. В ту пору он ничем не уступал таким знаменитым культурным центрам позднего бронзового века, как греческие Микены и Тиринф. Но была ли Троя близка им?
В 1995 году в Трое была найдена бронзовая печать с надписью — первый письменный памятник, встреченный здесь. Надпись выполнена на лувийском языке. За 1,5 тысячи лет до нашей эры этот язык был широко распространен на просторах Малой Азии. Им пользовались и хетты. Говорили ли на этом языке троянцы? Конечно, по одной находке это нельзя утверждать.
И все же возможно, что жители Трои-VI по происхождению были лувийцами. Лувийцы — это один из индоевропейских народов, которые наряду с хеттами около 2000 года до нашей эры переселились в Анатолию. Многие предметы, обнаруженные в Трое, скорее принадлежат этой восточной культуре, нежели греческой цивилизации.
Так, крепостные стены Трои напоминали хеттские укрепления, а вовсе не микенские: книзу стены расширялись, вверху же, возможно, были зубчатыми; по периметру их высились башни-надстройки. Оборонительный ров также хорошо вписывается в «восточный» облик Трои: подобные крепости с хорошо укрепленным и тесно застроенным «нижним городом» можно встретить не в Греции, а в Центральной Анатолии и Северной Сирии, где жили хетты. И характер жилищ типичен для их архитектуры.
Культовые предметы, найденные в Трое, тоже хеттско-лувийского происхождения. Так, перед южными воротами Трои еще и сегодня видны четыре стелы, установленные на мощном каменном постаменте, — у хеттов они служили символами бога-покровителя города. Наконец, на кладбище, устроенном близ городских стен, видны следы кремации. Такой способ погребения характерен для хеттов, а вовсе не для западных народов той эпохи. Примерно до 1400 года до нашей эры греки предавали тела покойников земле, не кремируя их.
Возможно в бронзовом веке Троя была частью хеттской цивилизации, а вовсе не критомикенской, то есть форпостом Азии, нависшим над Европой, а не крупнейшим европейским городом.
Опираясь на догадки филологов, Корфман отождествил Илион (Трою) с городом или местностью Вилуса, не раз упоминаемой в хеттских клинописных источниках и находившейся на северо-западе Малой Азии — примерно там же, где была Троя. Если это действительно так, то исследователи Трои могут использовать хеггские источники. Возможно, нам удастся отыскать описание Троянской войны? Быть может, именно они были известны и Гомеру?
Вообще, мы очень плохо знаем карту Малой Азии бронзового века. Она изобилует белыми пятнами. Так, один из хеттских царей, бахвалясь, перечисляет 90 городов, разрушенных им во время карательного похода в западную часть полуострова. Ни один из этих городов пока не удалось идентифицировать. Между Троей и Хаттусой, столицей Хеттского царства, простирается: археологическая пустыня.
Если вас интересует экономика предприятия http://www.konsalter.ru/biblioteka/enterprise.htm, то можете зайти в раздел электронной библиотеки на Консалтере и ознакомиться с электронными книгами.
Очень плохо изучено побережье Малой Азии. Очевидно, в бронзовом веке здесь, помимо Трои, существовал целый ряд торговых центров. Теперь все они погребены под толстым слоем речных наносов. Чтобы определить расположение древних гаваней и тем более раскопать их, нужно использовать самую современную технику.
В бронзовом веке Малая Азия играла выдающуюся роль в мировой истории. На ее побережье близ Трои скрещивались два важнейших торговых пути древности: морской, ведущий из Эгейского моря в Черное, и сухопутный — из глубин Азии на Балканы. Здесь соединялись Восток и Запад, европейские новации сливались с новшествами, принесенными из Месопотамии и с Ближнего Востока. Местные жители впитывали новые идеи, развивали, совершенствовали их, обменивались ими с жителями соседних стран. Отсюда, через Трою и другие города на побережье Эгейского моря, новаторские идеи проникали в Грецию.
Это положение было не только выгодным, но и роковым. Троя обречена была пребывать между двумя нередко враждовавшими силами: микенскими греками и хеттами. Вновь и вновь к ее стенам устремлялись враги. Из-за Илиона вспыхивали войны. Подтверждение тому археологи обнаруживают в многочисленных следах пожарищ. Наконец, около 1180 года до нашей эры Троя пережила некую катастрофу, после которой настали «темные века». Город пришел в полный упадок. Впрочем, упадок и запустение воцарились во всем тогдашнем мире. То было время великого переселения «народов моря».