Среди героев фантастических и легендарных обрел свое место в книге Овидия и Мидас, позорно ославленный мифами, — бывший царь Фригии, страны в Малой Азии. Мидас дважды возникает перед читателями: сначала «имеет златые горы» и теряет их, а затем и вовсе остается... с ушами. Но обо всем по порядку.
В XI книге «Метаморфоз» рассказаны две истории о Мидасе. Вначале он торжествовал. Спутник бога Диониса, Силен, не к добру столкнулся с Мидасом. Тот напоил доверчивого гостя, подмешав ему в воду вино, и задержал у себя. Пришлось служке богов, «дрожащему от лет и похмелья», вспоминать величайшую мудрость, узнанную от небожителей: «Лучше было бы человеку вовсе не появляться на свет. Родившись же, лучше скорее покинуть его». Вот тайна, известная лишь богам! Вот истина жизни сей! Узнав ее, Мидас стал великим мудрецом. Нет, не зря держал он в плену старого Силена. В благодарность Мидас устроил своему пленнику пир и отпустил подобру-поздорову. Царь еще обдумывал сказанное, когда пришло время стать ему богачом.
Ведь Дионис, признательный царю за то, что он не причинил вреда его другу, согласился выполнить любую просьбу Мидаса — «право избрать по желанию дар». И тогда Мидас решил собрать у себя все золото мира. «Пусть все, чего я коснусь, тут же станет золотом», — так захотел он, и его желание исполнил Дионис. Любой предмет, к которому прикасался царь, превращался в золото, теряя свое естество. Ветки и камни, комья земли и сухие колосья, струи воды и двери дома — все обретало цену. Под руками Мидаса скопились бессчетные богатства. Сам же он чах на глазах. Всякое кушанье, к которому он прикасался, теперь отливало металлом. Все яства звенели у него на зубах, как монеты. Он не мог даже напиться воды, а едва пробовал, как питье лилось расплавленным золотом. Теперь его ждала голодная смерть.
И воззвал несчастливец к силам небесным: «Смилуйся, смилуйся, о Дионис! Прости! Я молю тебя о милости! Возьми назад этот дар!»
Известно присловье: «Бог дал, Бог взял». Вновь в судьбу царя вмещался Дионис, Он и прежде жалел, что не избрал себе Мидас лучшего дара. Теперь он снял чары. По его совету Мидас отправился к истокам реки Пактол и совершил омовение. Тут же «окрасила ток золотая сила и в реку ушла из его человеческой плоти». С тех пор река стала золотоносной, а недавний богач был избавлен от умения творить много злата из ничего.
В другой истории, рассказанной Овидием, царь Мидас был призван судить состязание двух музыкантов, двух богов: Аполлона и Пана. Аполлон, покровитель искусств, играл на кифаре — инструменте, напоминавшем лиру, и звуки текли, как мед. Пан, обличьем напоминавший козла, мерясь с Аполлоном мощью игры, насвистывал невпопад на флейте. Горный бог Тмол, ставший им судьей, скривился от блеянья флейты и похвалил Аполлона. Но не мог умолчать Мидас, не скрывавший вкусов своих. Он присудил победу Пану, ибо тот прельстил его «варварской песней своей». И тогда Аполлон воздал царю по таланту, наградив неистребимым клеймом — длинными ушами осла: «Вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью, твердо стоять не велел и дал им способность движенья».
С тех пор царь Мидас похаживал среди народа, натянувши на дурью башку огромный колпак, под которым уши были не видны. Вот только к цирюльнику (парикмахеру) этот стяжатель денег и славы явился поневоле без колпака, разоблачив свою тайну. Царской властью он запретил цирюльнику болтать об увиденном. У того же слова на кончике языка зудели. Пошел цирюльник из дома, лег на землю, вырыл ямку, пошептал туда, пошутил «всё про уши да про уши», а ямочку тут же зарыл, чтобы ни слова не вырвалось.
Да не подумал он, .что не клялась земля и уговор держать потому не станет. Пророс на том месте тростник; стали его листья играть на ветру да всему свету нашептывать: «У царя Мидаса длинные уши». Ветер веет, где смеет, — «молвит зарытую речь, обличая Мидасовы уши». Так полетели правдивые слова, разнося позорную тайну.
P.S. Если вас интересуют виниловые пластинки, то на сайте есть каталог пластинок с которыми вы можете ознакомиться.