Медленно, но верно, вопреки всем сомнениям и протестам григорианский календарь все же утвердился. Особенно долго упорствовали в Англии. Вольтер даже сказал про местных церковников: «По их мнению, лучше быть в разладе с Солнцем, чем в ладу с папой!» Лишь в сентябре 1752 года здесь перешли к григорианскому календарю. В том же году первый день нового года перенесли наконец с 25 марта на 1 января.
Еще дольше медлили в Швеции. Здесь ввели новый календарь, отменили его, снова ввели, но по-иному стали подсчитывать сроки Пасхи. Наконец в 1844 году страна окончательно приняла григорианский календарь.
Итак, прошло почти три столетия, прежде чем все западные страны стали жить по новому времени. В конце XIX — начале XX века, в эпоху небывалой экспансии Западного мира, прежние скрепы времени, которыми отмеряли течение лет в Азии, Африке и даже Южной Европе, были почти повсеместно сметены. Всюду люди стали жить по законам сильнейшего: на веру и удачу перенимались любые европейские традиции, в том числе культура счета времени.
В 1873 году Япония, а в 1911 году Китай переняли григорианский календарь. В 1925 и 1928 годах такой же календарь ввели у себя крупнейшие мусульманские страны — Турция и Египет. Наконец, в течение 10 лет календарь «папских схизматиков» проник в православные страны: в 1916 году им стали пользоваться в Болгарии, в 1919 году — в Сербии и Румынии, в 1924 году — в Греции.
В Советской России время стали мерить по-новому вскоре после революции в 1918 году. Вслед за 31 января сразу наступило 14 февраля 1918 года, так как к тому времени календарь отстал от истинного движения Солнца уже на 13 дней. Эта реформа привела к небольшому казусу. Новая эра в истории России началась с захвата большевиками Зимнего дворца в Петрограде. Это случилось 25 октября по старому стилю. После реформы дата сдвинулась. Теперь праздник Великой Октябрьской революции пришелся на 7 ноября.
В наши дни григорианский календарь принят почти всеми странами мира, кроме — в какой-то степени — мусульманских стран и Израиля. Здесь живут по двум шкалам времени: одна отмеряет общемировые события, другая — свои, религиозные.