Терпение было доблестью не только воинов, но и монахов. В средневековой Японии стала популярна буддийская школа дзэн. Ее сторонники стремились пробудить свое сознание и достичь озарения (сатори). Достигали его особым упражнением — медитацией, — подолгу замирая и сосредоточенно глядя на что-либо. Когда отступали все мысли — вся эта рябь, мешающая увидеть суть вещей, — тогда могло прийти озарение. Логика рассудка слаба и бескрыла — интуиция всесильна. Школа дзэн породила удивительную японскую поэзию и живопись, где важнее всего догадка, неожиданная ассоциация. Идеи дзэн-буддизма повлияли и на становление боевых искусств Японии.
На первый взгляд, занимаясь боевым искусством, человек учится побеждать других. Радость побед опьяняет его, Его переполняют гордость, самодовольство. Он — чемпион! «Он обречен на неудачу! — сказал бы мастер школы дзэн. — Ведь он не в силах понять, как иллюзорны такие победы. С каждой его победой растет призрак возможного поражения. Призрак приближается, он пугает, он отравляет любую радость. Человеку надо избавиться от иллюзий, пробудиться от этого сна. Тогда исчезнет и призрак». Сказанное относится и к рядовому монаху, и к мастеру боевого искусства.
Что же, нас действительно преследует страх поражений. Ты боишься опоздать в школу, получить двойку, не справиться с заданием. Страх будущих поражений может оказаться слишком силен. В этом состоянии мы будем пребывать, пока не избавимся от иллюзий. Преодолеть их не поможет наше «я», наш ум, говорят мастера дзэн. Надо отрешиться от них. Надо пережить озарение, когда откроется мера одних вещей и ничтожность других. Тогда вернется душевный покой.
В боевых искусствах любой поединок — это поединок не с соперником, а с собственным страхом. Один из двух соперников первым проигрывает этот незримый бой. Он боится, теряет голову, становится беспомощен. Это касается не только боевого поединка, но и любой жизненной ситуации. Стоит столкнуться с чем-то неожиданным, непредсказуемым, нас охватывает смятение, мы теряем контроль над собой.
Психология боевых искусств направлена именно на победу над страхом.
Разумеется, между философией школы дзэн и поведением воинов-ниндзя дистанция так же велика, как между гением и злодеем. Подлинная культура боевого искусства сложилась в Японии лишь в XVII-XIX веках, когда в стране почти на 300 лет воцарился мир. Тогда истинным мастером стали считать того, кто мог победить противника, даже не обнажая меча, — противник попросту не решался напасть на него; он видел, что перед ним человек без страха. Тогда боевые искусства превратились исключительно в искусства самозащиты. Об этом говорят и изречения основателей современного каратэ:
В каратэ не нападают первым.
Смирение приносит силу.
Будь силен, но знай, когда проявить мягкость.
Будь благодарен за каждый миг твоей жизни.
Будь терпелив с собой и с другими.
Каратэ помогает справедливости.
Каратэ начинается с уважения и заканчивается уважением.
Интуиция важнее техники.