Иоганн Кеплер с его орбитами планет, Макс Планк с его формулой излучения черного тела, Лавуазье со своей кислородной теорией — все они ярко иллюстрируют, что собой представляют настоящие научные открытия.
Во-первых, при использовании моделей искусственного разума выдаваемые компьютером решения являются результатом последовательно-методических рассуждений на основе заложенных в машину табличных данных, а не следствием логики взрывного мышления. Надо признать, что открытие Кеплера стоит несколько особняком, зато в двух других случаях это замечание не должно вызывать возражений, поскольку там задействовано нечто большее, чем просто рассудочно-логичный анализ ситуации.
Ни один из этих эпизодов не может быть использован в полной мере для опровержения результатов исследований Четверки. Процитированная работа заслуживает несомненного внимания и изучения. Тем не менее вряд ли следует огульно отвергать наличие взрывного мышления лишь по причине распространенного обывательского мнения, будто открытия совершаются «по мановению «волшебной палочки». Да, исследователю на любом этапе поисков ключей к решению могут встретиться «самонаводящие» вероятностные пространства.
Не слишком прозорливые наблюдатели просто не замечают тот сверхчувствительный настрой и утонченное восприятие знакомых предметов и явлений, которым обладает настоящий изобретатель и первооткрыватель. Невольно вспоминается доктор Ватсон, удивленно наблюдавший за работой Шерлока Холмса. Поверхностным наблюдателям трудно понять, что ключей к решению значительно больше, чем можно извлечь из табличных данных или из пары приблизительных формул. И если бы не эти единичные «самонаводящие» участки сурового мира, наука могла бы попросту затеряться в непроходимых дебрях возможностей.
Суровая в своей реальности обстановка, сопутствующая открытию, представляет сложную смесь из обманчивых ловушек и гостеприимных, «самонаводящих» пространств. Если взглянуть попристальнее, оказывается, что щелчок в сознании все-таки существует! Причем не только в мире науки, но и в других областях человеческой деятельности.