Кто такой Буратино — знают все. Это весёлый длинноносый деревянный человечек, которого старый Карло вырезал из самого обыкновенного полена. Было это так...
«Первым делом папа Карло вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза...
Вдруг глаза сами раскрылись и уставились на него...
Карло и виду не подал, что испугался, только ласково спросил:
— Деревянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня?
Но кукла молчала — должно быть, потому, что у неё ещё не было рта. Карло выстругал щёки, потом выстругал нос — обыкновенный...
Вдруг нос сам начал вытягиваться, расти, и получился такой длинный, острый нос, что Карло даже крякнул:
— Нехорошо, длинен... И начал срезать у носа кончик. Не
тут-то было. Нос вертелся, вывёртывался да так и остался длинным-длинным, любопытным, острым носом...
— Послушай, — сказал Карло строго, — ведь я ещё не кончил тебя мастерить, а ты уже принялся баловаться... Что же дальше-то будет... А?..»
Как видите, папа Карло только ещё начал мастерить Буратино, а у того уже оказался свой характер — озорной и непоседливый.
Вы, конечно, уже не маленькие и прекрасно понимаете, что в жизни так не бывает.
В самом деле! Где это видано, чтобы нос у деревянной куклы сам собой, вытягивался и увёртывался от ножа! Всё это шутка, выдумка, самая обыкновенная сказка!
Верно, сказка. А написал эту сказку настоящий мастер слова, замечательный писатель Алексей Николаевич Толстой.
Сначала Алексей Николаевич собирался всего лишь пересказать по-русски знаменитую сказку итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио». И первые главы «Золотого ключика» почти в точности повторяют сюжет Коллоди.
Но потом, может быть даже неожиданно для самого автора, у Буратино прорезался совсем другой характер, не такой, как у Пиноккио.
Деревянный человечек стал своевольничать, он неожиданно полез в драку с самим Карабасом Барабасом, он втягивал автора всё в новые и новые приключения, о которых и слыхом не слыхать было в итальянской сказке.
Конечно, А. Н. Толстой легко мог бы «дисциплинировать» своего непослушного Буратино, как говорится, поставить его на место.
Для этого ему нужно было всего лишь перестать быть самостоятельным, талантливым художником и ограничиться ролью простого пересказчика чужой книги.
К счастью, он этого делать не стал. И поэтому его «Золотой ключик» не просто пересказ старой итальянской сказки.
Это самобытная, оригинальная, яркая книга. Одна из самых любимых детских книг, написанных на русском языке.