Вопросы, прямо скажем, не праздные и весьма своевременные. Наверное, еще больше их возникнет после того, как каждый из нас внимательно проанализирует меню своего домашнего стола.
Перечисляя «старых знакомых», мы с особым почтением обращаемся к продукту номер один — хлебу.
Сколько лет хлебу? Вряд ли кто-то сможет ответить на этот вопрос точно. Ученые полагают, что свыше пятнадцати тысяч. Правда, тот, первый хлеб мало напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы. И все же ...
Пять, тысяч лет назад неизвестный художник запечатлел на стене усыпальницы одного из египетских фараонов весь процесс приготовления хлеба, начиная со сбора зерна. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера самая «старая» буханка. Она испечена шесть тысяч лет назад. А в одном из нью-йоркских музеев демонстрируется круглый хлебец, который значительно «моложе»: ему всего-навсего 3400 лет.
Искусство приготовления «кислого хлеба» от египтян перешло к грекам и римлянам. В греческих государствах и в Древнем Риме уже существовали довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба. Одному из таких мастеров — Марку Вергилию Эврисаку две тысячи лет назад был воздвигнут тринадцатиметровый памятник-монумент, сохранившийся до наших дней. Пекарни Эврисака снабжали хлебом почти весь Рим.
Люди, выпекавшие хлеб, пользовались большим уважением. Булочник в Греции, например, мог занять очень высокий пост. В Древнем Риме раб, умеющий печь хлеб, ценился в 100 ООО сестерций, в то время как гладиатор только в 10 000—12 000.
Не все, наверное, знают, что пекарни когда-то назывались хлебными избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад произошла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники.
С незапамятных времен на Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста. Об этом свидетельствуют летописи X—XIII веков, «Домострой», где о хлебе говорится с великим уважением.
Отношение к хлебу — святое и трепетное — идет у нас исстари. Вспомним, к примеру, как в старину следили на Руси за качеством хлеба. В городах Московского княжества в XVI—XVII веках был установлен правительственный контроль за качеством хлеба и ценами на него. На рынках и торжках дежурили специальные хлебные приставы, в обязанности которым вменялось контролировать правильность веса и соблюдение цен на хлеб и калачи, а также «...крепко смотреть, чтобы хлеба ситные и решетные, калачи тертые и коврижечные были пропеченными и в них гущи и подмесу никакой не было отнюдь».
Виновные в нарушениях подвергались наказаниям, вплоть до телесных.
При Петре I были установлены еще более строгие законы, регламентирующие цены на хлеб, его качество и определяющие меры наказания за их нарушение. Известен указ Петра I от 14 января 1725 г. о наказании за продажу сырого или маловесного хлеба. Надзор за хлебниками «без ослабления и без всякого пристрастия» был возложен на офицеров полицмейстерской канцелярии.
Многие тысячелетия техника и технология приготовления хлеба оставались практически неизменными. Тяжелый ручной труд российских булочников в начале XX века мало чем отличался от труда хлебопеков Древнего Рима. И только после Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране начала создаваться хлебопекарная индустрия. Сегодня на помощь хлебопекам все увереннее приходит автоматика, передовая технология. Одна печь может выпечь в сутки 80—90 тыс. хлебных буханок, ежедневно обеспечивать хлебом до 200 тыс. человек — население целого города.
Разработано множество сортов и разновидностей хлеба из ржаной, ржано-пшеничной, а также из чисто пшеничной муки. Производится огромное количество булочек, сдобных и мелкоштучных изделий. Всего наша промышленность выпускает более 650 наименований хлебобулочных изделий. Причем по качеству и вкусу хлебобулочные изделия, вырабатываемые советской промышленностью, намного превосходят зарубежные.
Хлеб насущный. Привычный, потому что всегда есть. Надежный, потому что всегда будет, что бы ни случилось. Увы, эта наша уверенность оборачивается порой не лучшими последствиями для самого хлеба. Мы иногда забываем, что ценность хлеба нельзя пересчитать на копейки. И выбрасываем в мусоропровод черствую корочку, а иногда и батон, оставляем хлеб на месте пикника, а то кладем его в непромытую хлебницу, и он портится.
Вот и получается, что для рационального использования «хлебного потенциала» страны важно и наше личное отношение к хлебу насущному. Не много ли хлеба и хлебопродуктов мы обычно покупаем? Все ли съедаем? Всегда ли задумываемся над тем, сколько хлеба идет по прямому назначению, а сколько — в мусорное ведро?
Уважению к хлебу нужно учить так же, как учат читать или писать, с детства. Посмотрите на пожилых людей, проживших жизнь в деревне, пахавших землю и сеявших хлеб. Как бережно, двумя руками берут они буханку, как осторожно — чтобы не крошился — нарезают его и заворачивают после обеда в холщовое полотенце. Это не жадность и не мелочность — это уважение к труду, к людям, взрастившим хлеб.
Сегодня даже в деревнях и поселках многие забыли, как выпекать хлеб в домашних условиях. Непроизводительный, тяжелый это труд. Вот и покупаем мы хлеб в магазине, едим в столовой. Через руки работников предприятий торговли и общественного питания ежедневно проходит огромное количество «продукта № 1». Но в одном магазине хлеб всегда свежий и вкусный, а в соседнем, как правило, черствый, заветренный.
Культура отношения к хлебу — это вопрос, выходящий далеко за пределы чистой экономики. То, как человек относится к хлебу, — во многом показатель уровня его внутренней культуры.
Разговор о хозяйском, рачительном, бережном отношении к продуктам продиктован вовсе не какими-то чрезвычайными обстоятельствами. Бережливость к продуктам питания вообще, и к хлебу в частности, — это один из существенных факторов, определяющих и успехи в развитии экономики страны, и уровень культуры потребления.