Может сложиться впечатление, что все отношения в группах животных сводятся либо к бесконечным дракам за “место под солнцем”, либо к железному, деспотическому порядку: к горделивому самовосхвалению одних и униженной покорности других. На самом деле, все гораздо сложнее и не столь мрачно.
У галок, например, наиболее напряженные отношения и стогая субординация существуют между птицами, наиболее близкими по иерархии. Напротив, вожак и другие “патриархи” относятся дружелюбно - снисходительно к особям “низшего звания”. Следствием этого является одно любопытное обстоятельство. Если в колонии возникает драка, то старшие вмешиваются и разгоняют драчунов, причем больше, естественно, достается тому, кто выше рангом, т.е. ближе к разнимающему. Получается, что высшие в иерархии особи, как правило, заступаются за слабого против сильного.
Вообще, у многих зверей и тиц именно разнимание драк и поддержание мира в колонии является важнейшим атрибутом вожака и высших членов иерархии. У наблюдающего за повседневной жизнью павианов-бабуинов может даже сложиться впечатление, что молодые самцы приходят к своему вожаку, чтобы поссориться перед ним, а он выносит свой приговор.
Кстати, именно у бабуинов наблюдали нечто очень похожее на дружбу: молодые составяляют со своими товарищами по играм группы, которые не распадаются годами.
А помогает ли коллектив раненым, увечным, попавшим в беду? У многих видов - да. Вороны и сороки, услышав крик боли, издаваемый их собратом, летят на помощь с криком, собирающим всю стаю. Галки, не досчитавшись кого-либо из своих, приходят в сильнейшее
возбуждение и с характерным “скрежущим” криком нападают всей стаей на всякое животное, держащее любой черный предмет.
Иногда птицы ухаживают и за больными сородичами. Описан случай, когда слепого пеликана долго подкармливали товарищи по стае. Подобное бывает и у ворон. Достоверно известна история,в которую просто трудно поверить: стая ворон подкармливала черного грифа в зоопарке, просовывая ему мясо сквозь прутья клетки.