Геологическая наука в России обязана своим рождением также Ломоносову. Основные положения новой науки ученый изложил в сочинении «О слоях земных». Ученый считал, что исследователю земных недр полагается знать не только строение земной коры, но и то, как образовались горные породы, полезные ископаемые. Он объяснял природу окаменелостей, в которые превратились растения и животные далеких геологических эпох, а также происхождение каменного угля и чернозема.
Под руководством Ломоносова была построена стекольная фабрика в Усть-Рудице под Петербургом. Там производили стекла необыкновенной окраски. Четыре тысячи опытов, выполненных ученым в его лаборатории, предшествовали созданию технологии изготовления смальты для мозаичных работ. Ломоносов был давно одержим идеей увековечения событий эпохи Петра, он задумал создать двенадцать мозаичных панно и украсить ими стены Петропавловского собора.
Глубоки и весомы исследования Михаила Ломоносова в сфере российской словесности. Вопросы языкознания для него были не менее важны, чем проблемы точных наук. Им были написаны «Краткое руководство по риторике», «Письма о правилах российского стихосложения» и множество других работ. Силлабическое стихосложение казалось ему монотонным, и он ввел в стихотворную практику тоническое стихосложение, а для начала написал «Оду Фенелона» и «Оду на взятие Хотина». Ломоносов сочинил удивительное произведение — «Вечернее размышление», оду северному сиянию, величественному и таинственному явлению природы. Получилось своеобразное сочетание научного и художественного творчества. Н. В. Гоголь сказал о Ломоносове, что «чистосердечная сила восторга превратила натуралиста в поэта».
Какую же огромную жизнь должен был прожить человек, чтобы успеть сделать так много? Восемьдесят или сто лет? Ломоносов прожил всего пятьдесят четыре года. Умер от простуды. И оставил после себя огромное количество трудов и оригинальных идей, чтобы потомки не успокаивались, а шли дальше, искали, ошибались, находили. Он любил повторять своим студентам и ассистентам: «Чтобы покорить, надо знать, а мы пока знаем очень мало».