Загадочный народ времён начала русской государственности - буртасы. Известно достоверно лишь то, что в X веке этот народ кочевал между Волжской Булгарией и Хазарией. Хотя буртасы упоминаются несколько реже, чем булгары и хазары, литературы о них написано достаточно.
Долгое время почему-то считалось, что буртасы - это мордва-мокша. Позже учёные искали следы таинственных буртас в истории чувашей, марийцев, мордвы-эрзи и не менее таинственного племени мещёры. Но русские летописцы хорошо знали как друзей и врагов, так и данников своих князей и никогда не путались в именах народов - «от немець до Корелы, от Корелы до Устьуга... от болгарь до буртас, от буртас до чермис, от чермис до мордвы...».
После XIII века буртасы упоминаются уже совместно с народами южнорусских степей и Северного Кавказа. Так, в летописи под 1380 годом говорится: «прииде ордыньский князь Мамай... и со всею силой татарскою и половецкою, и ещё к тому рати понаймовав бесермены, и армены, и фрязи, и черкасы, и ясы, и буртасы...» Уже из этого следует, что буртасы - отнюдь не мордва. Анализ буртасских имён, их образа жизни и упоминаний об этом народе в арабских источниках приводит к выводу, что по всем признакам это были тюрки. Переселение буртасских кочевий на Кавказ происходило в несколько этапов. Последние случаи массовой миграции отмечены в XVII веке. Тогда же буртасы появились в Мещёре и Мордовии в составе дружин ногайских князей. Буртас, оставшихся в Поволжье и постепенно осевших на земле, поздние документы именуют уже татарами.