В 1743 году прусский король Фридрих II Великий, направляясь по своим делам в Потсдам, увидел недалеко от этого города высокий холм, с которого открывался замечательный вид на окрестности. Уставший от забот, связанных с европейской политикой, в которой Фридрих II играл далеко не последнюю роль, и от многочисленных войн, он решил построить себе на этом холме небольшой (по королевским меркам, конечно) домик для летнего уединённого отдыха. О состоянии умиротворения, снизошедшего на неутомимого воина, говорит и название, придуманное им для нового дворца — СанСуси (от фр. «без забот»). Впрочем, это состояние длилось недолго, и ещё до окончания строительства Фридрих развязал очередную войну с дряхлеющей, но всё ещё мощной Австрией.
14 апреля 1745 года на холме был заложен первый камень нового строительства, Фридрих II, озабоченный созданием надёжного убежища от мирских забот, ни на секунду не оставлял работы без своего внимания: рисовал эскизы, подбирал материалы, приглашал мастеров, утверждал окончательные проекты. Даже когда он находился во главе прусской армии и не мог лично контролировать ход работ, доклады о строительстве поступали к нему ежедневно. Главным архитектором проекта был прославленный в своё время Георг фон Кнобельсдорф, которому пришлось выдержать немало споров, отговаривая короля Фридриха от некоторых слишком смелых замыслов. Впрочем, Фридрих II, склонный к занятиям философией и музыкой, никогда не был самодуром и высоко ставил мнение профессионалов. В оформлении дворца принимали участие лучшие европейские художники, декораторы, скульпторы и литейщики.
Весной 1747 года дворец был освящён. Это был действительно маленький дворец, всего лишь в 12 комнат, но каждая из этих комнат была настоящим произведением искусства, и в которых буквально всё: и потолки, и полы, и стены, и колонны, и люстры, и мебель были плодом усилий великолепных мастеров. Наиболее знаменитой из этих помещений является так называемая «комната Вольтера», в которой не раз собирались знаменитые учёные и философы и вели здесь жаркие диспуты. От дворца по горе Вайнберг спускается вниз, к парку, устроенному всё тем же Кнобельсдорфом, изящная лестница из 132 ступеней. Как и дворец, парк СанСуси был оформлен в весёлой, жизнерадостной барочной манере, с обилием богато украшенных павильонов, гротов, фонтанов. Помимо дворца, в СанСуси было построено и ещё несколько небольших зданий: Китайский чайный дом, картинная галерея, «Камерные комнаты» для гостей...
Агрессивная внешняя политика Фридриха и кровопролитная Семилетняя война привели к тому, что из-за недостатка денег в казне СанСуси начал постепенно приходить в упадок. Но после победы, буквально подаренной Фридриху российским императором Петром III, тщеславный прусский король вознамерился доказать Европе, что состояние королевства прочно, как никогда, и принял решение возродить СанСуси к жизни. Помимо реставрационных работ здесь началось строительство огромного трёхэтажного Нового дворца, с длиной фасада 240 метров. На строительство дворца ушло более 7 лет, и надо сказать, что результат вполне соответствовал замыслу: здание архитектора И. Г, Бюринга вышло в полном смысле слова богатым и величавым, хотя и далеко не таким изящным, как замок СанСуси.
14 апреля 1945 года англо-американская авиация предприняла массированный налёт на Потсдам. Сейчас остаётся только гадать, случайно или нет, но великолепный дворцовый ансамбль СанСуси практически не пострадал во время этого авианалёта и остаётся крупнейшим достоянием немецкой и европейской культуры.