С того момента, как король-солнце, блистательный Людовик XIV закончил строительство Версаля, буквально все европейские монархи бредили мечтой построить у себя дворец, который затмил бы великолепием творение французских зодчих. Не избежал общей участи и король Пруссии Фридрих I, Почти сразу же после своей коронации в 1701 году он приступил к строительству роскошной загородной резиденции в Потсдаме. Одной из главных жемчужин дворца должен был стать кабинет короля, полностью выполненный из янтаря. В 1709 году несколько тяжёлых янтарных панелей сорвались со стен, после чего работы над кабинетом были прекращены, а главный архитектор короля, Андреас Шлютер был с позором изгнан со службы.
Спустя несколько лет Фридрих I скончался, а на престол взошёл его сын, прижимистый Фридрих Вильгельм I. В 1716 году с посольством в Пруссию приехал русский царь Пётр I. Существуют три версии того, как Янтарный кабинет стал собственностью Петра. Согласно первой версии, царь едва ли не выпросил у прусского короля изумившее его сокровище, согласно второй, скуповатый Фридрих Вильгельм просто избавился от дорогого, но ненужного кабинета, содержание которого обходилось казне в немалую сумму (холл в доме http://www.decore.ru/stati/stili-interera/kak-vypolnit-dekor-kholla/). Наиболее вероятной представляется третья версия, по которой король совершил исключительно удачный дипломатический ход, завоевав этим подарком расположение Петра, чье влияние на европейские дела росло с каждым годом. В том же году части Янтарного кабинета в специально изготовленных ящиках с величайшими предосторожностями были переправлены в Санкт-Петербург. В 1718 году, в качестве ответного «дара», в Пруссию отправились 55 гренадеров, солдат двухметрового роста, для службы в личной гвардии короля.
Удивительно, но получив в подарок так понравившийся ему кабинет, Пётр I не только не распорядился закончить его, но даже не выделил для него особой комнаты. Долгие годы, пережив несколько русских императоров и императриц, части Янтарной комнаты были складированы в одном из залов Летнего дворца. Причин этому было две. Во-первых, на то, чтобы закончить кабинет, требовались значительные средства, ведь более или менее крупные куски янтаря ценились на вес серебра, а как отделочный материал янтарь слишком капризен и требует тщательного ухода. Во-вторых, в России не было мастеров, умеющих работать с янтарём. Поэтому, лишь через двадцать лет части Янтарной комнаты были извлечены по приказу Елизаветы I. В 1755 году 76 гвардейцев пешком, на носилках, в течение 6 дней несли драгоценные ящики из Санкт-Петербурга в Царское Село, в новую императорскую резиденцию. Помещение, предназначенное для Янтарной комнаты, было значительно больше кабинета Фридриха I, с которого всё началось. Естественно, речь шла уже не о завершении Янтарной комнаты, а о работе над большей её половиной, причём нужно было придумать новое художественное решение, полностью пересмотреть первоначальный замысел Андреаса Шлютера. Эта работа была поручена знаменитому Франческо Расстрелли. Правда, сначала вместо мастеров по янтарю пришлось потрудиться живописцам: недостающие панно были просто нарисованы «под янтарь» на специальных холстах.
Свой окончательный вид Янтарная комната приняла при Екатерине II. Уже в 1763 году, на следующий год после своего воцарения, она распорядилась заменить живописные детали кабинета янтарными. В 1769 году работа была закончена. Помимо недостающих частей стен, была изготовлена прекрасная мебель, Инкрустированная янтарём. Прекрасная сама по себе, Янтарная комната была предназначена Екатериной II для хранения крупнейшей в Европе коллекции произведений искусства из янтаря. Янтарный кабинет ожидали почти двести лет славы и покоя.
Как известно, янтарная мозаика очень капризна и чувствительна как к перепадам температуры, так и к малейшим механическим воздействиям. Каждые 3040 лет в Янтарной комнате проводили реставрацию. Очередная была намечена на 1941 год... После нападения Германии на СССР в тыл были эвакуированы сотни тысяч произведений искусства, но для Янтарной комнаты неподготовленная перевозка означала верную гибель, поэтому было решено оставить шедевр на месте. Попав в руки гитлеровцев, кабинет просто исчез, и только отдельные детали всплывают в частных коллекциях по всему миру. Тем не менее, в 1979 году в СССР начались работы по восстановлению Янтарной комнаты. После долгих поисков по музеям и архивам было найдено 86 фотографий, сделанных за период с 1859 по 1942 год, и лишь одна из них была цветной. Янтарная комната была воссоздана на прежнем месте в мае 2003 года. Хотя это и копия, её художественная ценность неоспорима, тем более, что уже после начала работ были найдены некоторые части оригинала, и «новоделы» сравнение выдержали с честью. Остаётся добавить, что поиски разграбленной гитлеровцами Янтарной комнаты продолжаются, хотя надежд остаётся всё меньше.