Насчитывают свыше тысячи мифов о потопе. В каждом из них может быть уловлен от звук того или иного подливного события. Более всего, пожалуй, известны библейская и шумерская версии этого мифа. Последняя изложена в «Поэме о Гильгамеше», возникшей около пяти тысяч лет назад» В то время между реками Тигр и Евфрат лежала страна шумеров.
Эти приземистые, коренастые люди, с круглыми лицами и длинными носами, не носившие ни бороду, ни усы, очень не похожие на другие народы Древнего Востока, создали в Месопотамии первую в мире цивилизацию. Они занимались земледелием, были хорошими строителями, изобрели письмо, но их стране постоянно грозили наводнения, ведь реки часто разливались, затапливая шумерские города. Недаром в упомянутой шумерской поэме рассказана следующая история.
Боги решили погубить древний город Шуриппак. Однако бог мудрости Эа поведал их приговор тростниковой хижине. Его слова дошли до одного из жителей города — Утнапишти. Тот почтил речь бога и стал строить корабль.
Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье.
После этого хлынул ливень. «Ходил ветер шесть дней, семь ночей, потопом буря покрыла землю». Когда стихия смирилась, везде было море, «тишь настала, и все человечество стало глиной!». Корабль Утнапишти пристал к горе Ницир. Узнав о его чудесном спасений, боги решили: «Отныне ж Утнапишти нам, богам, подобен. Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!»
Долгое время считалось, что наводнения в Месопотамии легли в основу мифа, сохраненного библейской книгой Бытие. И все же бурный, стремительный разлив здешних рек не вполне походил на мифический потоп, который делился, казалось бы, целую вечность. В поэме о Гияьгамеше» потоп прекратился через семь дней. Древний город, стоявший «на бреге Евфрата», за этот краткий срок был смыт бурей. На родине же Ноя вода усиливалась сто пятьдесят дней.
Тигр и Евфрат из года в год выходят из берегов. Случается это весной, когда в горах, где они берут начало, тают снега. Наводнение начинается внезапно, непредсказуемо, «словно войною, настигая землю». Его можно сравнить с ураганом. В отличие от этого события библейский потоп можно было предугадать по заранее ниспосланным знамениям.
В Месопотамии до постройки плотин крупные наводнения были часты. Если в Персидском заливе, куда впадали обе реки, поднималась буря, то огромные массы воды мчались вспять, в русла Тигра и Евфрата. Начиналось наводнение, напоминавшее скорее потоп.
Особенно сильным выдалось наводнение около 3200 года до нашей эры, когда город Ур был затоплен слоем ила и песка толщиной 2,5 метра. Даже после этого наводнения «немногие пораженные ужасом жители дожили до того дня, когда бушующие воды начали наконец отступать от городских стен», — писал археолог Леонард Вулли, отыскавший следы потопа в Уре в начале XX века.
Реки вернулись в свои берега. Библейский потоп стал небывалым событием — другого такого за последние тысячи лет люди не помнили. Вернуться на родину Ною было не дано.
Покинув ковчег вдали от нее, он «стал возделывать землю и насаждать виноградник», ибо родиной для его внуков стала та страна, куда он прибыл. Наводнение больше не повторилось, или, как сказано в Библии, не было уже «потопа на опустошение земли».
Всем желающим предоставлена юридическая консультация онлайн http://www.kaskad-yurist.ru/, которую можно получить, заполнив форму на сайте. После этого с вами свяжутся специалисты.