Эффективное освещение кино- или видеосъемки всегда следует трехточечной схеме. Эта основная схема пригодна для всех видов проектов, услуг видеосъемки и условий освещения, как в помещении, так и на натуре.
Освещение по трехточечной схеме не зависит от типа источника, в качестве которого может служить солнце, киноосветительное оборудование, настольные лампы и даже фары автомашины. При планировании освещения необходимо также принимать во внимание и отраженный свет, т.е. отражения от источников прямого света.
Назначение трехточечной схемы освещения состоит не только в том, чтобы осветить объект съемки в достаточной степени для установки правильной экспозиции, но и в том, чтобы отделить его от фона. Как правило, для освещения, обеспечивающего установку правильной экспозиции, требуется источник по каждую сторону от объекта съемки. А освещение из третьей точки (обычно сзади объекта съемки) позволяет создать ощущение глубины. Ведь самый лучший способ устранения типичного плоского вида видеоматериала состоит в том, чтобы придать изображениям необходимую глубину.
В идеальной трехточечной схеме освещения используются три следующих источника.
- Источник направленного, или основного, света.
- Источник заливающего света.
- Задняя подсветка.
Направленное освещение
Такой источник света должен располагаться под углом 45° относительно линии прямой видимости, проведенной от камеры к объекту съемки. Как правило, он располагается посредине между камерой и объектом съемки. В классическом варианте источник направленного света устанавливается над головой актера, по одну сторону от него. Если смотреть в камеру на актера, обращенного лицом к ее объективу, то для освещения актера справа источник направленного света устанавливается в положении, соответствующем 10 часам на циферблате. А для освещения актера слева источник направленного света устанавливается в положении, соответствующем 2 часам.
Во время работы с актерами или интервьюируемыми лицами источник по традиции устанавливается таким образом, чтобы тень от кончика носа освещаемого объекта съемки касалась уголка его рта. А поскольку этим приемом часто пользовался известный голландский художник Рембрандт, то такое расположение источника направленного света называется также рембрантовским освещением.
Яркий источник направленного света обычно используется для освещения комедийных сцен. А слабый основной свет более пригоден для освещения драматических сцен. С технической точки зрения для коррекции общей интенсивности освещения сцены с целью опробовать разные экспозиции рекомендуется всегда регулировать сначала источник направленного света, а затем все остальные источники.
Заливающее освещение
Источник заливающего света может использоваться для смягчения и заполнения светом области теней, образуемых источником направленного света . Такой источник обычно устанавливается с противоположной (по отношению к направленному источнику света) стороны объекта съемки. Кроме того, он должен давать более рассеянный, менее яркий и не столь резкий свет.
Основное назначение источника заливающего света — уменьшить контраст участков сцены, освещенных источником направленного света. А поскольку для видео характерен относительно узкий диапазон контрастности по сравнению с пленкой, умело организованное и тщательно контролируемое освещение заливающим светом является насущной потребностью видеосъемки.
Так, если видеосъемка проводится на натуре в яркий солнечный день, в качестве источника направленного света следует использовать само солнце. Но если бы оно было единственным источником света, то в результате установки такой экспозиции, которая позволила бы зафиксировать область тени, яркие участки изображения оказались бы передержанными. Видеографы называют такое явление погашенными светлыми участками. Но если правильно экспонировать светлые участки, то можно потерять детали на темных участках изображения, которые окажутся в итоге совершенно темными. В качестве выхода из этого затруднительного положения рекомендуется использовать искусственный источник света или отражатель, чтобы организовать освещение заливающим светом и тем самым сократить отличия в уровнях яркости участков сцены, освещенных солнцем и находящихся в тени.
Источники направленного и заливающего света могут служить в качестве источников как общего света (естественного происхождения), так и искусственного света (от осветительных приборов). Так, если источник направленного света не слишком ярок, общий свет (например, от потолочных светильников в учреждении) может обеспечить достаточное заполнение сцены заливающим светом. Оба указанных источника могут давать общий свет, если второй из них является точной копией первого, но установлен под другим углом.
Задняя подсветка
Третья точка освещения в трехточечной схеме, находящаяся позади объекта съемки, называется задней подсветкой. Задняя подсветка может быть узконаправленной или рассеянной в зависимости от требуемого светового эффекта.
Задняя подсветка может быть привлекательной, придавая, например, особый блеск волосам актера. Кроме того, она позволяет выделить объект съемки и выдвинуть его в пространстве вперед, т.е. в направлении зрителей, отодвинув его от фона.