Чтобы сделать приличный фотопортрет, достаточно соблюдать простые инструкции и не отклоняться от их точности.
Помещение
Для помещения подходит любая комната, где есть возможность поставить стул возле окна. Предпочтительно, чтобы окна располагались с южной стороны здания, этим обеспечивается достаточная освещенность. Для съемок в полумраке потребуется штатив и высокая выдержка.
Прямые солнечные лучи не должны падать на модель из окна. Желательно, чтобы свет был рассеянным, как если бы вы находились на улице, а солнце было прикрыто облаками. Это не может быть проблемой, так как всегда в квартире есть место, куда не попадает прямой свет, даже в самый солнечный летний день. При искусственном освещении и вечером снимать не рекомендуется, потому что это связано с большим количеством разных проблем.
Фототехника и оборудование
Фотографировать можно абсолютно чем угодно, но необходимое требование – наличие объектива, имеющего фокусное расстояние для пленочных камер 70-80 мм. Объектив, имеющий большое фокусное расстояние, дает очень плоское изображение, а маленькое, - заметно искажает пропорции лица.
Для съемки подойдет любая цветная или черно-белая пленка.
В качестве фона можно использовать лист бумаги, желательно, светло-серый. Его нужно повесить над моделью. Красивые коврики и мятые простыни развешивать над моделью не рекомендуется. Фон нужно выбирать без всяких пятен и светлым. Допускается использование белой бумаги, но в этом случае необходима экспокоррекция, которую не любая камера способна выполнить. При чисто-белом фоне лицо будет темным, потому что автоматика попытается все сделать средне-серым. Можно фотографировать модель на фоне стены, если она без пестрого рисунка и светлая. В этом случае можно не использовать фон, но модель нужно отодвинуть от стены на два метра, чтобы обеспечить в кадре «размытие» фона. Оптимальным вариантом является покупка в магазине небольшого светлого или светло-серого фотофона.
Еще необходимо сделать отражатель света. Для этой цели можно использовать фирменный фотоотражатель или простой лист ватмана с наклеенной картонкой.
Модель
Успех съемки процентов на девяносто зависит от вашей модели. Белый лебедь из утенка получается только в сказках, а в жизни все намного сложнее и правдивее. Цель, которой вы руководствуетесь, проводя фотосъемку, определяет результат. Фотографирование родственников и знакомых для домашнего альбома не вызовет проблем,- результатом будут довольны все, и выбирать модель не требуется.
Выполнение портрета для незнакомых людей является достаточно сложным заданием. Очень сложно найти настоящую модель, их, практически, не существует. Модель, постоянно снимающаяся в рекламе, совсем не обязательно является идеальной фотомоделью. Интересный и красивый человек в жизни, часто на снимках получается с обычной физиономией и ничего не выражающими глазами. Здесь нужно понять, что ужасно могут выглядеть на фото красавицы, а люди, невзрачные на первый взгляд, могут на снимке выглядеть прекрасно. Все снимки хорошей модели тоже получаются разными. Из десяти снимков только один может получиться удачным. Это можно считать хорошим результатом фотосессии. Настроение модели тоже отражается на снимке и влияет на качество фотопортрета. В любом случае, на первом этапе нужно хорошо освоить технику фотосъемки, а потом уже заниматься поиском модели для фотошедевров.
Приведение в порядок внешнего вида модели – необходимое условие удачной съемки. Чрезмерное использование декоративной косметики женщиной перед съемкой может скрыть ее настоящий образ. С мужчинами в этом отношении гораздо проще. Косметика должна не бросаться в глаза, а только лишь подчеркивать отдельные черты и скрывать некоторые дефекты.
Оптимальным вариантом для съемки является применение тонального крема, который сделает поверхность лица ровной и скроет пятна, помада и тушь тоже используются умеренно. Фотошоп потом позволит убрать мелкие дефекты кожи и лица. На одежде не нужно акцентировать внимание в кадре. Голые плечи для молодой женщины выглядят намного эффектнее.
Процесс съемки
Ну вот, модель готова, повешен фон, заряжена камера, - можно начинать съемку. Стул ставим вблизи окна, модель сажаем на него к окну правым боком, немного удалив от фона. Немного разворачиваем к окну стул, чтобы оказались немножко повернуты плечи. Справа от лица (по отношению к фотографу), как можно ближе, располагаем отражатель в виде белой бумаги, но так, чтобы он не попал в кадр. Его может кто-то подержать или можно установить на стул, стоящий рядом. В результате все лицо нужно хорошо осветить, но левая часть, должна быть освещена больше правой. При использовании зумм-объектива нужно выставить фокусное расстояние, равное для пленки 70-80 мм. При съемке диафрагма – 8. При более закрытой диафрагме потребуется очень большая выдержка, а если ее полностью открыть, то можно просто не оказаться в фокусе. Экспонометром определяем выдержку или доверяем автоматике камеры. Автоматика подводит редко, если не снимается негр или фон не абсолютно белый. Если используется не достаточно чувствительная пленка, и если окно не слишком большое, может потребоваться большая выдержка, - тут уже без штатива не обойтись.
Снимать нужно с уровня глаз или немного выше. Модель поворачиваем лицом немного к окну, но взгляд ее должен быть направлен в камеру. Снимаем не меньше 10-12 кадров. Это оптимальное количество кадров, из которого потом можно будет выбрать наиболее удачные.
Фокус всегда нужно наводить на глаза, а если голова повернута, то к глазу, который ближе к вам. Стандартной ошибкой является размещение в кадре всей головы и фотографирование с автофокусом. При такой съемке получается острый кончик носа, а глаза расплываются. Поэтому, важно вначале совместить глаза с центром кадра, сфокусировать камеру (желательно автофокусом), далее развернуть фотокамеру таким образом, чтобы все нужное поместилось в кадр, и начать спуск. Можно не перемещать камеру и наводить фокус руками, но для этого требуется больше времени и нужно иметь идеальное зрение.
Использование при съемке штатива намного предпочтительней еще и по той причине, что после фокусирования, когда камера сдвигалась назад и вперед на несколько сантиметров, наводить фокус придется заново.
Голова в кадре должна быть размещена так, чтобы положение глаз находилось на расстоянии от верха кадра примерно на одну треть. Если глаза разместить по центру кадра, над головой будет больше, чем нужно, свободного места. Это, чаще всего, типичная ошибка новичков.
Итак, съемка закончена, модель ушла отдыхать, можно проявлять пленку или скачивать полученные файлы на компьютер и смотреть полученный результат.