В феврале 1895 года на двадцать третьей Передвижной выставке в Петербурге была впервые выставлена картина «Покорение Сибири Ермаком». Она произвела сенсацию, о картине спорили, люди спешили увидеть этот монументальный труд. Суриков стал знаменитостью: через месяц после открытия выставки совет Академии художеств присудил Сурикову звание академика.
Современники называли его ясновидцем прошлого. Суриков словно был рожден для того, чтобы каким-то таинственным образом, внутренним зрением, настроением, чувством проникать в былое и показывать это былое своим зрителям.
Василий Иванович, несмотря на свою страстность, дерзость, упрямство, силушку, был человеком с очень чутким, нежным сердцем. Находясь в разлуке со своей матушкой Прасковьей Федоровной, он постоянно писал ей письма, рассказывал об успехах и неудачах. Любил он матушку трогательно, а когда получил известие о ее кончине — безмерно переживал. «Я заберусь в угол, да и вою, — писал он в письме родным. — Ничего, брат, мне не нужно теперь. Ко всему как-то равнодушен стал. По всей земли исходи — мамочки не встретишь...»
Так же самозабвенно любил Василий Иванович свою жену — Елизавету Августовну Шарэ. Это с нее написал он Марию Менгаикову на картине «Меншиков в Березове» — трагический образ девушки XVIII века. Любила одного человека, отец — друг Петра I, пирожник, ставший князем, «полудержавный властелин» — заставил стать невестой малолетнего Петра II. Отца сослали в Сибирь — последовала вместе с сестрами за ним. Умер отец — умерла и она: отпели девушку в церкви, срубленной отцовской рукой.
Картину «Меншиков в Березове» Суриков написал в 1882 году, а через шесть лет после долгой болезни скончалась жена Василия Ивановича. Горько читать признания художника по поводу этой семейной трагедии: «...за ней ходил, за голубушкой, все почти не спал... жизнь моя надломлена, что будет дальше, и представить себе не могу». Друзья опасались за его рассудок, он ходил по улицам и заговаривался, перестал заниматься живописью. И вдруг измученному сердцу будто кто подсказал — «поезжай на родину, в Сибирь». Суриков все бросил и уехал... Сибирь его исцелила.
После возвращения из родных мест Василий Иванович создал удивительно жизнерадостную картину — «Взятие снежного городка». Все в ней движение, вихрь, хохот, удаль и неутомимая молодость. Конечно же, в Сибири его посетило праздничное воспоминание: как он возвращался в родной дом с матушкой из города Минусинска и в одной глухой деревне увидел старинную масленичную игру — взятие снежной крепости. Вспомнил и решил подарить весь этот зимний восторг людям!
P.S. Если собираетесь ехать в Испанию или у вас там живут родственники, то можете почитать сайт Испания по русски, где есть много статей про эту страну.