Родословная музыкантов по фамилии Бах тянется издалека. Еще в 16-м веке булочник Фейт Бах самозабвенно играл на цитре, пока скрипучая мельница перемалывала зерно. Все последующие Бахи тоже были музыкантами. Эта «музыкальная» фамилия была широко известна по всей Германии. Поэтому, когда на свет появился Иоганн Себастьян Бах, никто не сомневался, что он станет музыкантом. Правда, никто тогда не мог и подумать, что Себастьян воплотит в своей музыке всё лучшее, что накопил не только славный род Бахов, но и весь немецкий народ.
Учителем рано осиротевшего Себастьяна был его старший брат Христофор. Сорок лет подряд играл он на одном и том же органе, исполняя один и тот же хорал. Его невозмутимость могла возмутить кого угодно. Он был настолько сух и педантичен, что музыку, которую он преподавал, можно было только ненавидеть. Но Себастьян бывал в домах других Бахов и знал, что кроме скучных упражнений старшего брата есть совсем другая музыка, и тянулся к ней всем сердцем.
Когда в доме гасли свечи и брат крепко засыпал, Себастьян пробирался к огромному шкафу, где была упрятана «настоящая музыка». Мальчик просовывал руки сквозь решётку, сворачивал ноты в рулон и вытаскивал их наружу. Он переписывал эти ноты много месяцев подряд при свете луны, до боли в глазах, и навсегда испортил зрение. Однажды Христофор случайно застал Себастьяна на месте «преступления» и отобрал нотную тетрадь. Не помогли отчаяние и слезы. Лишь через 25 лет, уже после смерти брата, тетрадь вернули Себастьяну. Но она ему была уже не нужна.
Самостоятельную жизнь Себастьян начал в 15 лет. Он работал певчим в хоре, скрипачом в оркестре и органистом в церкви. В свободное время Бах сочинял музыку.
Однако обществу тех времён музыка Баха не нравилась. Аристократы не понимали глубины и серьёзности его произведений. Церковники же считали, что эта музыка слишком живая, человечная и волнующая. А Себастьян Бах, несмотря на тяготы жизни, не собирался угождать ни церковникам, ни аристократам. Он создал великое множество музыкальных произведений. И самые крупные среди них: оратории и кантаты для хора, солистов и симфонического оркестра; мессы — церковные хоровые песнопения; сюиты — музыкальные произведения из четырёх контрастных частей, в основу которых положены танцы; прелюдии — пьесы для различных музыкальных инструментов; фуги — очень сложные многоголосые произведения; токкаты — быстрые чёткие пьесы для органа. Сотни, тысячи неповторимых мелодий!
Потомки также не сразу оценили эти великолепные сокровища. Около ста лет после смерти Баха никто не вспоминал его музыку. Первым её вернул к жизни немецкий композитор Мендельсон. С тех пор произведения Баха прочно вошли в репертуар каждого музыканта. Их играют не только взрослые исполнители. Во всех музыкальных школах мира дети изучают маленькие пьесы Баха.