Обратимся к сказочной повести «Страшная месть» из второй книги «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Автор написал ее, когда ему было 22 года. Интересна композиция повести.
В повести шестнадцать частей. В первых пятнадцати частях изображаются события XVII века, когда Украина находилась под властью Польши. Семья пана Данилы Бурульбаша ждет возвращения из странствий отца Катерины — колдуна, недоброго гостя. «Козак, слава Богу, ни чертей, ни ксендзов не боится», так что Данило, хозяин в своем доме, не желает отчитываться перед отцом Катерины. Но вместе с приездом колдуна заканчивается мирная семейная жизнь молодых супругов: Катерину мучат тяжелые сны, душу ее вызывает к себе колдун, Данило выслеживает тестя в его тайном логове, узнает, что тот повинен в смерти матери Катерины и других грехах, заковывает преступника в железные цепи и сжигает бесовский его замок. Однако перед казнью дочь Катерина отрекается от антихриста и богоотступника, отца своего сама же и выпускает из темницы, поверив словам его: «Такую самую келью вырою и я себе, неслыханный грешник, когда выйду на волю». Нет, не замаливать грехи стремится колдун, его жертвами становятся зять Данило, дочь, невинный младенец внук, он зарезал одинокого схимника, отказавшегося молиться за такого грешника, при упоминании имени которого «святые буквы в книге налились кровью». Откуда же взялся такой небывалый грешник? Как земля терпит его злодеяния?
Обо всем этом читатель узнает в шестнадцатой главе, которая переносит его на много десятилетий назад, в прошлое, когда воевал король Степан с турчанином, когда служили королю два друга — Иван и Петро. Слепой бандурист рассказывает народу эту историю в городе Глухове.
Иван поймал пашу, получил от короля награду и разделил ее поровну с Петром. А Петр, несмотря на это, сбросил и своего друга, и его малолетнего сына со скалы. Вот какое предательство! И перед Богом душа Ивана просит отмщения: «Сделай же, Боже, так, чтобы все потомство его не имело на земле счастья! Чтобы последний в роде был такой злодей, какого еще и не бывало на свете!» А еще просит он, чтобы «иуда Петро не мог подняться из земли, терпя боли неслыханные и муки, как хотеть отмстить, и не мочь отмстить». Вот откуда взялся грешник колдун — из человеческой страшной мести, вот кто сотворил жуткое отмщение за свою погибель и прекращение своего рода. Сам человек выпустил зло на землю. «Страшна казнь, тобою выдуманная, человече! — сказал Бог. — Пусть будет все так, как ты сказал, но и ты сиди вечно там на коне своем, и не будет тебе царствия небесного, покамест ты будешь сидеть там». В шестнадцатой главе разъясняются причины всех событий, описываемых в предшествующих главах. Такая композиция называется ретроспективной. Она призвана удержать внимание читателя, направить его раздумья на разгадку авторского замысла. Зло должно быть наказано, но не такими же злыми поступками. Трудно выбрать, чью сторону принять — Ивана или Петра, каждый из них грешен, поэтому нет им обоим покоя и царствия небесного. Таково решение Бога, по мысли 22-летнего создателя повести.
P.S. Если у вас проблемы в жизни и нужен психолог. В этом случае вам может помочь психоаналитик для решения сложившихся проблем. Данный психолог принимает в Киеве.