Родился В.В. Бианки в Петербурге, в городе, одетом в камень, с его большими, каменными домами, булыжными мостовыми, закованной в гранит рекой. Отец Виталия был ученым — хранителем коллекций Зоологического музея, потом он заведовал орнитологическим (птичьим) отделом музея. В доме постоянно находились клетки с птицами, аквариумы с рыбами, в террариумах жили черепахи, ящерицы, змеи. Вся семья была в курсе музейных проблем и событий, сыновья часто бывали в музее и хорошо знали его. Каждую весну каменный город отпускал семью на дачу на берег Финского залива в Лебяжье. Виталий с удовольствием погружался в лесной мир. Отец со знанием дела показывал его сыновьям, много рассказывал о нем, учил терпеливо наблюдать и записывать свои наблюдения. Впоследствии Виталий Бианки вспоминал: «Оставшихся жить у нас зверюшек и птиц кормила мать, и они быстро ручнели. Больше всех мне полюбилась в детстве ручная желтенькая овсянка и две молоденькие косульки — козел и козлушка».
Недалеко от Лебяжьего был высокий песчаный берег Финского залива со множеством гнезд ласточек-береговушек. Там и наблюдал Виталий Бианки героев своих будущих рассказов: маленькую Береговушку и воробьишек Чика и Чирику. Среди «Сказок зверолова» у Бианки есть рассказ «Водяной конь» — о том, как горе-рыболов заставил плывущего лося буксировать его к берегу. Похожий случай произошел на самом деле в Лебяжьем со знакомым рыбаком. С этими же местами связаны рассказы «Одинец», «На Великом морском пути», «Уммб!», «Чайки на взморье» и другие.
Поездки по стране давали пищу для написания новых рассказов и повестей. На Черном море В. Бианки бывал несколько раз. Выжженный солнцем степной аул, гроза в горах, жадный торговец, нищий храбрый джигит встретятся читателю в романтической повести «Черный сокол», рассказывающей историю безумной погони за соколом.
Больше всего потрясла В. Бианки природа Алтая. Там он провел четыре трудных, но счастливых года. Жил в Бийске, преподавал в школе биологию. Тяжело приходилось с питанием, дровами, случались болезни, но были молодость, жажда жить и совершать открытия.
Кстати, для дополнительного заработка есть партнерская программа forex, с которой можно ознакомиться на сайте.
Оказавшись в Новгородской области, В. Бианки подружился с юннатами, и через двадцать лет он рассказал об этом кружке в «Клубе колумбов». Вместе со своими юными друзьями он открывал для себя в Новгородской области неисследованную страну, изучал ее сам и страстно призывал всех заниматься краеведением.
В первый год Великой Отечественной войны Виталий Бианки с семьей эвакуировался на Урал. В 1943 году в одном из писем он пишет: «Человек должен жить страстью, напрягающей его душу. Но сил нет, простых физических сил. На днях был на «перекомиссии». Опять выстукивали, выслушивали, качали головой. Оставили в прежней категории: нестроевщина».
Главной книгой для В. Бианки была «Лесная газета». Он «растил» ее с 1924 года до конца жизни. Названия статей в «Лесной газете» точные и остроумные: «Спроси у медведя», «А мы их перехитрили», «С поросенком на волков» и другие.
В книге один из разделов назывался «Тир», и содержал он призыв: «Бей ответом прямо в цель». Вопросы этого раздела, к примеру, были такие:
— Какой снег быстрее тает — чистый или грязный?
— Какая лесная птица весной резко меняет оперение?
— Слепыми или зрячими рождаются зайчата?
Ответы на них можно было найти в конце книги. А встречались в ней еще и лесные загадки:
«Мету-мету — не вымету; несу-несу — не вынесу. Время придет — сама уйдет».
Писатель и натуралист слились в этой книге воедино. К работе над ней привлекались и молодые художники, среди них были Чарушин и Курдов. Евгений Чарушин первым иллюстрировал повесть В. Бианки «Мурзук», и это определило на всю жизнь его путь в искусстве не только как художника-анималиста, но и как писателя.
От юннатов над книгой работал Н. Сладков. С огромным желанием В. Бианки помогал ему стать профессионалом.
В 50-х годах XX века из учеников В. Бианки собралась группа писателей, знающих и любящих природу, — «Могучая кучка», как их еще называли. Они стали готовить ежемесячные радиопередачи для детей о природе. Назывались эти передачи сначала «Лесные были и небылицы», а потом — «Вести из леса». Среди помощников В. Бианки был и Э. Шим, создавший свои чудесные сказки-монологи, вошедшие в книгу «Цветной венок».
В. Бианки писал о своей работе: «Одна у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать, рассказывать, рассказывать, кричать, петь людям о радостях той жизни, о которой они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая ее чем-то лишним в своей жизни...»
Портреты своих любимцев он нарисовал ласковыми и нежными словами: «Жил у нас с бабушкой летом снегирушка. Грудка розовая, как кисель. Ручной совсем. Такой милушка! И очень музыку любил. Заведешь патефон — он сейчас насвистывать». («Снегирушка-милушка».)
Сколько познавательного и удивительного в его нехитрых рассказах — «Сумасшедшая птица», «Голубые лягушки», «Муха и чудовище».
Чем больше будет удивляться читатель, тем вероятнее, что он сам захочет понаблюдать и увидеть обитателей животного мира, стать «переводчиком с бессловесного». Так называл своих авторов-рассказчиков о природе сам Виталий Бианки.