Н.С. Лесков пришел в литературу с огромным запасом жизненных наблюдений, со своими темами, с ярко выраженной, своеобразной манерой письма. На страницах его произведений запечатлены самые различные слои российского общества: помещики, чиновники, священники, купцы, интеллигенты и рабочие люди.
С юношеских лет Лесков горячо сочувствовал униженным и обездоленным, страстно ненавидел крепостнический произвол. В поисках честных, бескорыстных людей, творящих добро, он изучал быт и нравы русского, украинского, эстонского и других народов.
Неудивительно, что писатель беспощадно порицал зло и с глубоким сочувствием рассказывал о трагических судьбах талантливых людей, гибнущих от произвола дикого и косного барства, военной бюрократии («Тупейный художник», «Левша», «Человек на часах»).
Родился Николай Семенович Лесков в селе Горохове Орловской губернии. Дед его был священником, бабка происходила из купеческого сословия, была верующей, хорошо знала Священное Писание.
Отец писателя окончил духовную семинарию, но священником стать не пожелал. Он поступил на службу следователем в Орловскую уголовную палату. Это был человек образованный, и его глубокий интерес к поэзии, к истории, к старинным книгам передался сыну.
В годы учебы (1841—1846) юный Лесков много читал, книги стали главным его увлечением. Но в 1848 году умер от холеры отец, и Лесков вынужден был пойти служить в палату уголовного суда города Орла.
Через год, переехав в Киев, он поступил на службу в казенную палату, слушал в университете лекции по литературе, государственному праву, криминалистике, анатомии, агрономии...
По делам службы Лескову приходилось разъезжать по уездам, соприкасаться с различными слоями населения. Он записывал рассказы людей, случаи из их жизни, легенды. В результате появились повести и рассказы «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Запечатленный ангел».
В 1870-е годы писатель создал несколько произведений, которые, по словам М. Горького, представляли собой «для России иконостас ее святых и праведников». Это были роман «Соборяне», рассказы и повести «Очарованный странник», «Павлин», «Однодум». Позже в творчестве Лескова усилилась сатирическая линия, он сблизился с Л.Н. Толстым, пересмотрел свое отношение к церкви, религии («Полунощники», «Загон»).
«Очарованный странник» был написан после посещения писателем острова Валаама в 1872 году. И в «незыблемой твердыне русского иночества, пребывающего здесь во всей чистоте древней христианской общины», возник замысел этой повести. В повести заложен глубокий христианский смысл — покаяние. Этой идее подчинена и ее композиция.
Произведение представляет собой рассказ в рассказе. Попутчик автора, Иван Северьянович Флягин, поведал историю своей жизни пассажирам корабля во время путешествия. Фигура рассказчика напоминает Илью Муромца, былинного богатыря, защищавшего русскую землю от неприятеля. В образе Ивана Флягина автор дает свое представление о путях служения Господу Богу. Один путь лежит через силу небесного воинства, когда за веру стояли с мечом в руках; другой путь — через молитвы и затворничество.
Необычна история рождения Ивана Северьяновича. Его мать долгое время не имела детей, Иван Флягин был у нее поздним ребенком; после его рождения мать скоро умерла. Странник ничего не знал бы о ней, если бы не случай. Рос Иван мальчуганом крепким и резвым, любил пошалить. В характере его заложено буйство, данное ему от природы. Однажды на дороге навстречу барской карете ехал монах, спящий на повозке. Иван, решив поозорничать, хлестнул старца кнутом, а тот спросонья попал под телегу и погиб. Причиной трагедии было буйство и озорство Ивана. Убийство монаха — это завязка повести. Душа монаха стала являться в снах герою повести, но не как дух мести, а как дух наставника. Душа монаха поведала Ивану Флягину, что был он ребенком, вымоленным у Бога, что мать обещала его монастырю. И если Иван Северьянович не будет следовать предназначению, которое ему дано свыше, то его будут преследовать погибели. История рождения странника перекликается с библейскими сюжетами, например, с историей рождения Исаака — сына Авраама. Слова монаха вскоре подтвердились. Однажды карету барина понесли лошади у обрыва. Иван Флягин спасся чудом, упав на глиняный выступ и скатившись в овраг, но лошади разбились насмерть.
В характере героя этого произведения сочетаются буйство, порой доходящее до бессмысленной жестокости, и способность сердца нежно и горячо любить. Иван сильно привязывается к голубям, жившим на конюшне, он любит их всем сердцем. Но как же жестоко в то же время расправляется Иван Северьянович с хозяйской кошкой, посягнувшей на его любимцев!
Далее события разворачиваются так, что Флягин становится нянькой грудного ребенка. Автор подчеркивает, что характер героя контрастирует с маленькой девочкой — этим чистым созданием. Присматривая за девочкой, Иван Флягин находит покой и усмиряет свое буйство. Но опять, как только представился случай, Флягин с охотой позабавился: избил офицера.
Судьба снова и снова испытывает героя повести. Он попадает на лошадиные торги. Не сдерживается Иван Северьянович, дает волю своему характеру: забивает татарина на ярмарке. По обычаям татар, это не считается убийством; но для русского человека, живущего по христианским заповедям, всякое убийство человека неприемлемо, оно противоестественно. Иван Северьянович наказан за убийство долгими годами пленения у татар. Среди чужого ему народа Флягин ощущает острую тоску по родной земле, полям и лесам, чувствует потребность сходить в церковь, причаститься.
По возвращении из странствий Флягин стал конесером у одного князя, но князь вскоре уходит в отставку, становится банкротом, покупает прекрасную певунью в цыганском таборе. Певунья Груша обладает удивительным голосом: ее пение завораживает слушателей. Странник глубоко поражен талантом певуньи, что говорит о поэтичности души Ивана Северьяновича. Князь скоро охладевает к Грушеньке и задумывает жениться на богатой невесте, чтобы поправить свое положение. Но цыганка уже носит под сердцем его ребенка. Иван Флягин застает Грушеньку в состоянии, близком к помешательству, в голове певуньи рождаются страшные мысли: она задумывает убить князя, его невесту, а затем и себя. Ужаснувшись этим мыслям, цыганка умоляет Ивана Северьяновича убить ее, чтобы самой не воплотить свой ужасный замысел в жизнь. Иван Северьянович берет на душу тяжкий грех и сбрасывает Грушеньку с обрыва.
После совершенного Иван Флягин ищет уже для себя погибели: отправляется солдатом на Кавказскую войну. Душа спасенной Грушеньки становится его ангел ом-хранителем. В каких бы опасных сражениях ни участвует Иван Северьянович, ангел всегда покровительствует ему. После получения офицерского чина и дворянской грамоты за подвиги на войне Флягин уходит в отставку, а затем покидает дела мирские и становится в монастыре послушником. В этом качестве Флягин и предстает перед слушателями на корабле.
Четко выраженной кульминации в повести нет. Это связано с концепцией автора о бессмертии души человеческой и с тем его представлением, что в жизни человека все эпизоды значимы. Каждый поступок героя повести влечет за собой его искупление и покаяние; осознание греховности поступка — это ступень к нравственному очищению души. Вся жизнь героя — нравственное восхождение души, путь покаяния и очищения.
P.S. Решили найти хороший чай по низкой цене в интернет-магазине? Не проблема! Ведь вы можете купить элитный чай в Киеве по хорошей цене через интернет-магазин подарков "Ух Ты!". В наличии есть Нилгири зеленый, Шу Пу-Эр 1993 года, Дарджилинг красный, Гу Фэй (коллекционный бирюзовый чай) и другие сорта.