В.В. Маяковский родился в селе Багдади близ города Кутаиси в семье лесничего. Автобиографию, написанную в 1928 году, Маяковский назвал «Я сам».
В ней он пишет:
— Я — поэт. Этим и интересен.
Гимназия.
Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна.
Какой-то бородач стал во мне обнаруживать
Способности художника. Учит даром.
В 1906 году в семье случилось несчастье — умер отец от заражения крови, уколов палец, сшивая бумаги. Семья переехала в Москву. Жили скудно, за отца получали пенсию десять рублей в месяц. Мать сдавала комнаты студентам, чтобы Володя и две дочери учились. От студентов Владимир узнал про теорию социализма, вступил в партию большевиков; его трижды арестовывали: в 1908 году и два раза в 1909 году.
Началом своей литературной деятельности Маяковский считает 1909 год. Попав в Бутырскую тюрьму, он познакомился со всеми литературными новинками, читал стихи А. Белого, К. Бальмонта. «Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое — нельзя».
В 1911 году В. Маяковского приняли в училище живописи, ваяния и зодчества, где он познакомился с Давидом Бурлюком — организатором группы русских футуристов.
Вскоре Маяковский «весь ушел в стихи», писал их вместе с В. Хлебниковым, А. Крученых, и они «родили совместный манифест — «Пощечина общественному вкусу». В нем были такие призывы:
«Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов».
«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с ПАРОХОДА СОВРЕМЕННОСТИ». «Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам... Буниным нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
Мы приказываем чтить права поэтов: признать СЛОВО-НОВШЕСТВО, ненависть к прежнему языку...»
Манифест был подкреплен стихами футуристов:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь, усмеяльно!
(В. Хлебников. «Заклятие смехом», 1910 г.)
Право Самоценного (самовитого) Слова утверждал всю свою недолгую жизнь этот поэт-скиталец Велимир Хлебников (1885-1922).
А в 1922 году появились его «Боен — кр» и «Мокредная мосень», что подтвердило характеристику автора — «иезуит слова», — данную Маяковским.
Давид Бурлюк в стихотворении «Утверждение бодрости» (1914 г.) провозглашал: Каждый молод, молод, молод,
В животе чертовский голод...
Будем кушать камни, травы,
Сладость, горечь и отравы.
Будем лопать пустоту,
Глубину и высоту...
В его стихотворении «Приказ» звучала та же тема:
Заколите всех телят
Аппетиты утолять.
А вывод был сделан в духе футуризма:
Потрошите неба своды,
Озверевшие народы!
Не отставал от своих собратьев по перу и Владимир Маяковский, он написал стихотворения «Ночь», «Адищегорода», «Нате!» (1913 г.):
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
* * *
А если сегодня, мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
я — бесценных слов транжир и мот.
В этот же период он создал трагедию «Владимир Маяковский», позже — поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир».
Октябрьскую революцию поэт принял безоговорочно. В своем послереволюционном творчестве он стремился дать, как он сам говорил, «героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи». Самыми известными его произведениями этой поры являются поэмы «150 000 000», «Люблю», «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо», пьесы «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня». Работая в окнах РОСТа (Российского телеграфного агентства), он придумывал злободневные плакаты, лозунги, призывы.
Окружающие обстоятельства складывались так, что поэту пришлось смирять себя, «становясь на горло собственной песне», и в 1930 году он покончил жизнь самоубийством.
В 1917-1923 годах на сцене Политехнического музея на поэтических вечерах выступали многие поэты, в том числе В. Маяковский. Он был прекрасным оратором, участие в вечерах и митингах считал необходимой деятельностью поэта. О его выступлениях в Политехническом музее осталось много воспоминаний, среди них воспоминания Льва Кассиля:
«В зале копится пока еще скрытое восхищение и негодование. И вот Маяковский начинает свой доклад.
Собственно, это не доклад, это блестящая беседа, убедительный рассказ, зажигательная речь, бурный монолог!..
Начинается, как всегда, разговор о классиках, критическом изучении их. Маяковский, уважительно отзываясь о Пушкине, Лермонтове и Толстом, говорит, что новому времени нужны новые литературные приемы, новый поэтический словарь.
* * *
Затем Маяковский отвечает на записки и вопросы с места:
— Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли.
— Надо иметь умных товарищей!
* * *
— Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
— Мои стихи не море, не печка и не чума.
* * *
— Маяковский, зачем вы носите кольцо на пальце?! Оно вам не к лицу.
— Вот потому, что не к лицу, и ношу на пальце, а не в носу.
* * *
— А все-таки Пушкин лучше вас!
И Маяковский начинает наизусть «Евгения Онегина». Он прочел первую главу, начинает вторую. В зале хохочут, вскакивают. Только тогда, когда зал уже изнемог, Маяковский останавливается. И, пользуясь затишьем, он опять серьезно и неутомимо сражается за боевую, за политическую поэзию наших дней:
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
Мне наплевать
на мраморную слизь.
Сочтемся славою, —
ведь мы свои же люди, —
Пускай нам
общим памятником будет
Построенный
в боях
социализм».
В 1926 году Маяковский написал статью «Как делать стихи?», в которой давал советы для выполнения «поэтической работы»:
«1. Социальный заказ.
2. Точное... ощущение желаний вашего класса, то есть целевая установка.
3. Постоянное пополнение... редкими, изобретенными, обновленными... словами».
* * *
Завершал он статью следующим выводом:
«Поэзия — производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство».
В том же году он написал стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии», где подтверждал тот вывод:
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но основное призвание поэта, как он его понимал, Маяковский сформулировал в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920 г.):
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое, стихами.
Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донца,
Светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
И солнца!
Наследие поэта осталось большое и неоднозначное. Всё, что он писал по так называемому «социальному заказу», партийные функционеры раздергали на лозунги и плакаты. Потомки же читают и заучивают строки из ранних стихов Маяковского о любви, которые писались с болью и тоской:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
Чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
(1914 г.)
P.S. Если вам необходима оценка авто в Кирове, или желаете сэкономить при покупке автомобиля, то можете воспользоваться услугами "Мотор-эксперт".