В мире не так уж мало столиц, полностью повторяющих название своей страны – Алжир, Люксембург, Тунис, Панама, Джибути, Гватемала, Сан-Марино, в какой-то мере к ним можно отнести и Мехико, Сан-Сальвадор, Андорру-ла Белья. Но в этом списке Бразилиа все равно стоит особняком.
До 1960 года нигде в мире не было такого, чтобы столицу столь огромного, густонаселенного, да и не самого слаборазвитого государства переносили фактически на пустое место (ну разве что Питер, но это отдельная история). Да еще во второй раз в истории страны, да еще и откуда – из самого Рио-де-Жанейро! Города карнавалов, самбы, вечного праздника, и несбыточной мечты Остапа Бендера. Вот уж задал задачку современникам тогдашний президент Бразилии Жуселину Кубичек. Сначала долго объяснял, для чего это нужно – ну как же – стране нужны преобразования, а куда же здесь без переноса столицы то? С тем и избирался президентом, тем впоследствии и запомнился потомкам.
Но не стоит думать, что все это идея одного Кубичека – сына чешской учительницы и бразильского коммивояжера. На самом деле подобные высказывания витали в жарком бразильском воздухе еще в 18-м веке. Португальские колонисты хотели обустроить столицу в глубине страны – набеги пиратов беспокоят, англичане и французы по Атлантике мимо постоянно плавают, да и вообще так оно спокойнее будет. Задумка, как это часто бывает в Бразилии, пошумела, да и затихла. Потом, уже в независимой стране спустя полвека о ней заговорили опять – и даже название городу придумали – догадайтесь, какое? (так, что и здесь Кубичек не новатор). Но потом опять всё забросили, чтобы уже в 1891 году прописать в принимавшейся тогда Конституции – новая столица должна находиться в 1000 километрах от побережья океана, на тогдашнем Диком Западе Бразилии. Только так, полагали в то время, страна сможет освоить и развить эти почти неизведанные земли.
Но видимо, судьба бразильская ждала именно Кубичека. Именно он начал – только спустя 60 лет после этого обсуждения, наконец, воплощать намерения в жизнь. Долго выбирал, кому доверить разработку плана будущего города. Хотел поручить это знаменитому Оскару Нимейеру, но тот захотел конкуренции… и проиграл – своему же учителю Лусио Косте. Тот представил даже не план, а лишь набросок из нескольких эскизов, но жюри конкурса что-то в нем зацепило. Так конверт из коричневой бумаги положил начало будущей столице огромной страны. Впрочем, Нимейер тоже в стороне не остался – именно он спроектировал большую часть зданий в городе, а заодно возвел кафедральный собор Бразилии, прославивший его на века. Изюминка этого здания в том, что с улицы виден лишь его бетонный купол, а большая часть здания находится под землей. Кстати, как и большая часть всех зданий города, что обеспечивает им максимальную компактность. А еще говорят, что Лусио Коста уделял особое внимание подземной части города и потому, что именно в 50-х годах ХХ века, в мире активно испытывали ядерное оружие. И, по мнению властей страны, столицу лучше на всякий случай снабдить такого рода убежищами – вдруг что.
Возвели город за 3 года. Еще бы – почти вся страна на это трудилась. Особенно «кандангус» - бедняки с и так не самого богатого северо-востока Бразилии. В итоге получилось что-то, сверху напоминающее самолет, хотя Лусио Коста то, оказывается, хотел, чтобы это была гигантская бабочка. При этом в центре этого самолета находятся гостиницы, магазины, больницы, банки и прочее – из сферы услуг.
В «кабине пилота» - Федеральные министерства и парламент страны, и, наоборот, в «хвосте» - поместили здания для городских властей. Жилые районы города – это «крылья», причем «крылья» своеобразные, не выше шести этажей в высоту. В итоге – все получилось новым, бетонно-стеклянным и шумным. Чиновники поначалу очень не хотели переезжать сюда из вечно праздного, зеленого и веселого Рио, говорили - мол, «душно, тут, жарко, неуютно» - но приказы начальства и большая прибавка к зарплате, в конце концов, сделали свое дело.
Сейчас бразильцы гордятся своей столицей, называя ее современным Рио, и даже царящие здесь зной и душный воздух отошли на второй план. А иначе как объяснить то, что планируемые 500 тысяч жителей населяли Бразилиа не в 2000 году, как это и было рассчитано, а уже в 1970-м. Сейчас столица самого крупного южноамериканского государства насчитывает уже в 5 раз больше, уступая по количеству населения лишь Сан-Паулу, Рио и Салвадору.
В Бразилиа улицы не имеют названий, а обозначаются секторами, именно здесь практически нет коренных жителей, не хватает больниц, магазинов, нет шумных торжеств и карнавалов. Зато есть то, чего сейчас так не хватает миру – воплощение мечты и единство целой огромной страны, выразившиеся в уникальном творении двух величайших архитекторов в истории человечества. И каких бы недостатков не имела (или не имел) город Бразилиа – на Земле его значение оценили, и включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А в том, что включили не зря - смогут убедиться многие жители планеты – в 2019 году в Бразилиа пройдет Летняя Универсиада. А ведь началось все с маленького потертого конверта из коричневой бумаги…