Роман «Рудин» написан И.С. Тургеневым в 1855 году. С главным героем читатель знакомится при его появлении в доме Дарьи Михайловны Ласу некой. «Знатная и богатая барыня», некогда столичная красавица, которой поэты посвящали стихи, Ласунская и в своем имении поддерживает атмосферу литературно-музыкального салона. Она имеет привычку коллекционировать знаменитости. Рудин производит с первого же раза впечатление «человека замечательного», необыкновенного, но вовсе не за счет своей внешности. Он остроумен, склонен к полемике, образован и начитан. «Рудин владел едва ли не высшей тайной — музыкой красноречия». На слушателей действует его увлеченность исключительно высшими интересами. Просвещение, наука, смысл жизни — вот о чем говорит Рудин так вдохновенно и поэтично.
Силу его воздействия ощущают все. Наталья — дочь Ласунской — охвачена еще не ясным ей самой чувством. Басистов смотрит на Рудина как на учителя, с восторженным обожанием. Александра Павловна простодушно охает и удивляется «необыкновенному уму». Волынцев отдает Рудину должное и предчувствует в нем соперника. Ласунская же тщеславится «своей находкой», а ее приживал Пандалевский по-своему оценивает способности Рудина: «Очень ловкий человек!»
Время идет. Рудин умно рассуждает о самопожертвовании, но, в сущности, сосредоточен на себе. Он, как и все тургеневские герои, проходит через испытание любовью. Это чувство описывается в произведениях Тургенева то светлым, то трагичным и разрушительным, но это всегда сила, обнажающая истинную натуру человека.
Здесь-то и обнаруживается «головной», надуманный характер увлечения Рудина. Рудин не знает ни себя, ни Натальи. Как очень часто бывает у Тургенева, героиня оказывается в любви выше героя. Наталья в свои восемнадцать лет, без всякого жизненного опыта, готова бросить дом и против желания матери соединить судьбу с Рудиным. Но в ответ на вопрос: «Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?» она слышит от Рудина: «Разумеется, покориться». Наталья бросает Рудину много горьких слов: она упрекает его в малодушии, трусости, в том, что его высокие слова далеки от дела. Так оно и есть на самом деле.
В романе Рудину противопоставлен Лежнев. Один красноречив — другой немногословен, один не может разобраться в самом себе — другой превосходно понимает людей и помогает близким благодаря своему душевному такту и чуткости. Один живет в доме Ласунской, занимает у нее деньги — другой держится с Ласунской независимо. Один ничем не занимается — другой постоянно в делах.
Но Лежнев не только антагонист Рудина, он истолкователь героя. Оценки Лежнева не одинаковы в разные моменты, но в совокупности внушают читателю понимание сложного характера героя и его места в жизни. Лежнев высоко ценит энтузиазм Рудина — «драгоценное качество в наше время». Разбирая причины оторванности идеалов Рудина от конкретной действительности, он произносит такие слова: «Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье». По мнению автора, это именно несчастье Рудина, а не его вина.
Тургенев не отрицал, что образ главного героя романа был связан с личностью Михаила Александровича Бакунина. Но в Рудине много и глубоко личного, авторского.
Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» поставил в один ряд разных литературных героев — Онегина, Печорина, Рудина и Обломова, назвав их лишними людьми. «Над всеми этими лицами, — утверждал он, — тяготеет одна и та же обломовщина, которая кладет на них неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете». Тургенев в ответ на критические выступления Добролюбова (и Чернышевского) вставил в свой роман эпизод гибели Рудина на баррикадах в Париже. Такое окончание романа утверждало способность Рудина к самоотверженным поступкам. Хотя и на парижских баррикадах его высокий порыв бесплоден: «В одной руке он держал красное знамя, в другой — кривую и тупую саблю».
P.S. Вы ищите алюминиевые офисные перегородки, которые будут оптимальным вариантом организации вашего офисного пространства? Тогда группа компаний Ренталь вам поможет в выборе.