Холодным ноябрьским утром 1958 года британский археолог Джеймс Меллаарт прибыл в местечко Чатал-Гуюк на юге Анатолии. Тогда считалось, что в эпоху неолита Центральная Анатолия была еще не заселена человеком. Однако Меллаарт обнаружил здесь наконечники стрел и керамические черепки. Спустя три года он приступил к раскопкам в Чатал-Гуюке. Здесь и был найден важнейший памятник эпохи неолитической революции.
В 1961-1963 годах Джеймс Меллаарт раскопал на холмах Чатал-Гуюка огромное поселение — настоящий город, который существовал примерно в 6700-5700 годах до нашей эры. Со временем он разрастался. Прямоугольные дома из сырцового кирпича смыкались друг с другом. Улицы и пустыри исчезали. Вскоре древние горожане могли передвигаться лишь по крышам домов. Однако нельзя сказать, что в городе царила полная неразбериха. Наоборот, пишет Меллаарт, «всюду виднелись порядок и планировка. Это касалось размера кирпичей и профиля зданий, формы дверей, печей и очагов, а особенно размера комнат».
Дома достигали 3 метров в высоту, 6 — в длину и 4,5 Метров в ширину. Они были сложены из кирпича зеленого или светло-бурого цвета (эту окраску придавала подмешанная в него солома). В растворе, связывавшем кирпич, попадались и зола, и кости животных. Фундамент уходил вглубь на шесть кирпичей. Дом покрывал настил из тростника, положенный на деревянную обрешетку. Входная Дверь располагалась на крыше. Горожане спускались в свои жилища по деревянной лестнице, напоминая сусликов, прячущихся в норы. Почти прямо под люком находился очаг. Будь он в другом месте, жилище заполнялось бы дымом. В доме имелись несколько комнат, в том числе хранилище для продуктов. Комнаты были «обставлены» глиняными платформами — подобием диванов, на которых хозяева отдыхали. Под этими же платформами, как показали раскопки, они хоронили своих домочадцев.
Меллаарт насчитал в этом городе более 40 святилищ. Они были украшены крупными фигурами из мрамора или известняка, Нередко изображавшими животных. Впрочем, излюбленный персонаж — Великая мать-богиня. (Жители Малой Азии еще долго будут поклоняться этой богине.) Она запечатлена на некоторых фресках. Встречались и символы мужского божества — каменные головы быков, оленей и овнов. Облик самого божества пока Неизвестен ученым.
Жилища тоже отличались богатым убранством: всюду виднелись рельефы, лепнина, орнаменты и фрески. Последние были раскрашены в яркие — красные, оранжевые, розовые — цвета. Они напоминают пещерную живопись Франции и Испании, а некоторыми сюжетами — и позднейшую живопись Крита. Здесь представлена вся фауна Чатал-Гуюка: быки и бараны, олени и кабаны, медведи, волки и собаки. За ними охотятся люди, одетые в шкуры леопарда, или же вокруг них веселятся танцоры.
Жители Чатал-Гуюка были хорошо сложены. Средний рост мужчин достигал 1,7 метра, а женщин — 1,6 метра. Позднейшее население Анатолии уступало им в росте. Средняя продолжительность жизни мужчин достигала 35 лет, но доживали и до 60, а вот дети, как и в Древней Америке, умирали очень часто. Семья состояла в среднем из 5-7 человек. Судя по пышности погребений женщин, они пользовались не меньшим уважением, чем мужчины. Уровень благосостояния был примерно одинаков у всех горожан. В ту пору еще не произошло резкого разделения людей на бедных и богатых.