Протестантские страны отказались подчиниться своеволию папы. Кроме того, новый календарь вводили без особых объяснений, и потому народ зачастую роптал, не понимая, почему в самом Риме решили перечить заведенному Богом порядку дней. Пошли недобрые слухи о том, что папа решил украсть у людей 10 дней жизни. Молва распалялась. Заговорили, что первосвященник решил сбить с толку Господа нашего Иисуса Христа. Теперь Бог потерял счет дням и не знает, когда явиться, чтобы судить нас по грехам нашим на Страшном суде.
По мнению других противников, отныне расшатались не только устои календаря, но весь заведенный порядок жизни. Теперь путаница пойдет за путаницей, и смуту сменит лишь смута. Некоторые всерьез уверяли, что плоды в садах перестанут вызревать, а птицы, улетевшие осенью на юг, уже более не вернутся, потому что не поймут, в какой день им надо прилетать, ведь все Божьи дни — по милости злокозненного папы — поменяли свои названия, и, значит, нельзя уже сделать правильный выбор.
Наряду с этим курьезным роптанием были и весьма обоснованные протесты. Они исходили от людей ученых. Так, папскую комиссию сразу же стали упрекать, что она плохо справилась с работой и не сумела разрешить «загадку Пасхи». По-прежнему расчет ее даты был сложен и неточен. Как ни странно, церковные муки в ответ на эти протесты не пробовали даже оправдываться и втолковывать истину «фомам неверующим». Видя такую нерешительность римских властей и, возможно, подозревая за ней скорую отмену реформы, большинство немецких княжеств отказались сменить календарь.
Лишь в 1603 году астроном Кристоф Клавиус, один из участников папской комиссии, выпустил книгу, в которой точно и убедительно объяснил, почему надо было изменить прежний календарь. Однако книга запоздала ровно на 20 лет. Она не убедила никого, ибо сторонникам реформы уже давно были неинтересны доводы в ее защиту, а противники так закоснели в своем недоверии, что в ответ на рассудительные резоны разругали папского астронома» накричав на него; «Бестия!», «Осел!», «Толстобрюх!»
Конечно, эта дискуссия осталась бесплодной. Страны, послушные велению папы, жили по одному времени истории, их противники — по-другому. Время разорвалось, разломилось. Причудливее всего эта катастрофа выглядела в тех странах, где вперемешку жили католики и протестанты. В одной и той же стране текли сразу две реки времени. Одну обступали католики, жившие по новому стилю времени; на берегу другой, опаздывавшей на полмесяца, пребывали нововеры — протестанты.
Иным же сердце и вера говорила одно, а разум — другое, решительно вводя в соблазн. Так, астроном Иоганн Кеплер, протестант по убеждениям, горячо защищал новый календарь. Десятого февраля 1597 года он писал: «Что станет делать половина Германии? Сколько еще времени ей быть отделенной от Европы? Чего нам ждать? Что Бог просветит нас светом Евангелия?»