Средневековые хронисты писали о походе «малых мира сего» на Иерусалим. Кем же на самом деле были участники этого странного крестового похода? И почему они двинулись в путь? Так ли загадочно выглядят их поступки в контексте событий того времени? И можем ли мы что-то определенное сказать о судьбе этих крестоносцев?
Что ж, попробуем разобраться в том, что произошло почти восемь столетий назад, но сначала вкратце напомним историю крестовых походов.
В ноябрьский день 1095 года они собрались во французском городе Клёрмоне: рыцари и аббаты, епископы и простолюдины. Их было так много, что стены города не вмести: ли прибывших. Окрестные поля покрылись палатками. Наконец, 27 ноября, когда церковный собор, проводившийся в городе, уже закрывался, к ждавшим на улице людям вышел папа римский Урбан II. Он был француз по происхождению, и каждое слово его речи было понятно собравшимся.
Эта речь дошла до нас лишь в позднем пересказе, однако по разыгравшимся вскоре событиям нетрудно понять, что она была пламенна и неистова, как слова историков, передававших ее много лет спустя.
«От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота... Народ проклятый, чужеземный, далекий от Бога... напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил... Церкви же Божии или срыл до основания, или обратил ка свое богослужение... Кому же может предстоять труд отомстить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам?.. Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого... В особенности же к вам должна взывать святая гробница Спасителя и Господа нашего, которою владеют нынче нечестивые народы».
Так описана та речь в Иерусалимской истории монаха Роберта Реймского, составленной почти четверть века спустя. В любом случае призывы Урбана II нашли отклик, который, может быть, он сам не ожидал. Слышавшие ее немедленно «записались в добровольцы», дав обет идти в Иерусалим. Отправляясь в путь, они нашивали на одежду матерчатые кресты.
Для одних этот выбор казался сказочным выходом, разом решавшим все их проблемы. Ведь кредиторы не могли отобрать за долги имущество тех, кто ушел в крестовый поход. У других не было и имущества. В то время, например, в Северной Франции уже введено было «право первородства». Старший сын наследовал отцу; другие сыновья должны были заботиться о себе сами. Они уходили в монахи или рассчитывали добыть состояние на войне. Однако в Европе в X веке, по настоянию церкви, часто объявлялся «Божий мир». Рыцарям под угрозой отлучения от церкви запрещалось воевать с христианами в дни «Божьего мира». Тём усерднее они откликались на призыв сражаться на далеком Востоке. Ведь сказано же было папой: «Кто здесь горестен и беден, там будет богат».
На сайте салона красоты Эстило estilosalon.ru можно заказать цветное биоламинирование , стрижку и другие парикмахерские услуги.