Это слово можно услышать, когда о человеке хотят сказать, что он огромного роста: «Настоящий великан, ну просто Гулливер...»
Далеко не каждому, даже великому писателю удаётся создать героя, имя которого становится нарицательным. Английскому сатирику Джонатану Свифту (1667—1745), автору «Путешествий Гулливера», это удалось. Впрочем, имя Гулливера стало служить для обозначения великана, скорее, случайно. Это произошло потому, что изо всех путешествий Гулливера больше всего полюбилось и запомнилось людям его путешествие в страну лилипутов. А ведь в книге Свифта рассказывается и о путешествиях в страну великанов, и на летающий остров Лапуту, и в страну удивительных лошадей — гуингнмов.
Необыкновенные приключения Гулливера в этих фантастических, придуманных Свифтом странах так увлекательны, что вот уже три сотни лет ими зачитываются и взрослые и дети. Но придумал их Свифт вовсе не для того, чтобы поразвлечь читателей. У него была ещё и другая, более серьёзная цель. Рассказывая, например, о стране Лилипутии, Свифт высмеял политические порядки Англии.
В своей книге Свифт хотел как можно нагляднее и убедительнее показать людям уродливые стороны жизни того времени, изобразить их так, чтобы они бросались в глаза. И чтобы зримые черты этого уродства вызывали презрение и насмешку.
Например, в те времена часто обожествляли королей и императоров, преувеличивали их могущество, сравнивали их улыбку с солнцем, их гнев — с громом и молнией. А на самом деле король или император — это всего лишь самый обыкновенный человек, порой даже очень ничтожный.
И вот перед нами — его величество «могущественнейший император Лилипутии, отрада и ужас вселенной, коего владения распространяются до крайних пределов земного шара; монарх над монархами, величайший из всех сынов человеческих, который своею стопой упирается в центр земли, а главою касается солнца...». Оказывается, что всё это надутое спесью «величество» вместе с его двором, министрами и военачальниками Гулливер, мелкого английского землевладельца, может преспокойно завернуть в свой носовой платок и спрятать в жилетный карман.
Литературу часто сравнивают с зеркалом, отражающим жизнь. Книги, подобные «Путешествиям Гулливера» Свифта, можно сравнить с увеличительным стеклом.
Уродства буржуазного мира не исчезли вместе с современной Свифту эпохой. Вот почему эта великая книга и сегодня так же остра и современна, как и в те давние годы, когда была создана.