Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Дождь и ветер ещё бушуют вдали. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце, воздух приобрёл чистоту и прозрачность, а по земле, по мокрому лугу, заскользили тени от расходящихся туч. Покой наступает в природе, взбудораженной грозой.
Всё это мы видим на картине «Мокрый луг» известного русского пейзажиста второй половины 19-го века Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображённый художником, прост и прекрасен. Прекрасен не внешней яркостью, а правдивостью, близостью к действительности. Это природа его родины, горячо и нежно любимой им. Показать природу во всей её красоте, выразив при этом большой и сложный мир человеческих чувств и переживаний, — это и есть главная задача художника-пейзажиста.
Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16—17-м веках пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников.
Прекрасные пейзажи были созданы в 19-м веке. Содержательны и поэтичны картины родной природы, которые запечатлены на полотнах замечательных русских художников-передвижников: А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. И. Куинджи.
Видное место занимает пейзаж и в творчестве известных советских живописцев И. Э. Грабаря, М. С. Сарьяна, А. А. Дейнеки.
Создавая картины родной природы, художники учат нас чувствовать её красоту и поэзию и ещё больше любить свою прекрасную землю.