«Лебединое озеро»... Звучит прекрасная музыка П. И. Чайковского, и сразу, неразделимо с ней, возникает в сознании светлый образ Лебедя, печальные и гордые взмахи его крыльев. А ведь лебединые крылья — это трепещущие руки балерины.
В балетах П. И.Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» оживает мир возвышенный, мир светлой поэзии, романтики, любви. О нём рассказывается воздушным и пламенным языком танца. В каждом балете есть своя большая тема-мысль. И все, кто создаёт, сочиняет балет, выражают эту мысль по-своему. Композиторы — музыкой, балетмейстеры — танцевальной «речью» героев.
П. И. Чайковский в музыке к балету «Спящая красавица» в образах феи Сирени и феи Карабос воплотил вечную тему борьбы добра со злом. В музыке звучит светлый гимн торжеству добра. С. С. Прокофьев в «Золушке» прославил чистоту и прелесть Золушки, скромностью, трудолюбием и добротой побеждающей все невзгоды. А. И. Хачатурян в «Спартаке» гневно клеймит насилие, зло и пламенно воспевает героическое стремление к свободе, красоту и величие народного подвига, совершаемого во имя её.
Так что же такое балет? Это сложный вид музыкально-театрального искусства.
Главные его составные части — сценарий, музыка и хореография, то есть танец.
Танец — главное художественно-выразительное средство в балете. Танцем рассказывается содержание балета, в танце балерины и танцовщики раскрывают характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и действия.