Задумывались ли вы когда-нибудь, сидя за своим компьютером, набирая очередное письмо в электронной почте, создавая документ в ворде, как делали это люди каких-нибудь двадцать лет назад? Как набирались газетные полосы, страницы книги, журнальные колонки?
С времен первопечатника Иоганна Гутенберга и до начала двадцатого века наборные цеха типографий представляли собой огромные залы, заставленные шкафами с большим количеством полок. На каждой полке в определенном порядке были разложены небольшие коробочки, в каждой лежали литеры одной буквы. Каждая полка называлась кассой, в ней лежал весь алфавит определенного кегля – это размер шрифта и определенной гарнитуры – это название шрифта. Гарнитур было немного, в ходу было не более десятка. Это сейчас, открыв соответствующее меню ворда, мы получаем доступ к сотням шрифтов, да еще и в различных начертаниях. От тех времен в ворде осталось, пожалуй, только одно: измерение высоты шрифта в особой полиграфической системе мер. Как вы думаете, выбирая, например, десятый размер шрифта, что это обозначает? Десять миллиметров, сантиметров, дюймов… Нет. Размер шрифта измеряется в пунктах. Переводя в метрическую систему, один пункт равен 0,376 миллиметров. Итак, набирая текст, наборщик вручную брал каждую литеру и строчка за строчкой, набирал страницу. Обвязав набор тесьмой, набранная страница перемещалась к печатной машине.
Все изменилось в тридцатых годах двадцатого века. В типографии пришел линотип – интереснейший механический наборный компьютер. Почти компьютерная клавиатура, магазины с матрицами букв на четыре шрифта, котел с расплавленным металлом, из которого за пару секунд отливалась строка текста и аппарат для разбора матричной текстовой строки обратно в магазин. Все это хозяйство размещалось на двух квадратных метрах. Автору этих строк повезло работать на этом чуде техники.
Итак, слегка нажимая на клавишу с нужной буквой, наборщик вызывал из соответствующего канала магазина матрицу с нужной буквой. Матрицы с буквами оказывались перед глазами в верстатке; окончив набор слова, наборщик нажимал клавишу «клин», то есть пробел, в верстатку падал клин. Как вы уже поняли, между каждым набранным словом в строке помещались клинья. Их назначение поясню позднее. Окончив набор строки, наборщик нажимал что-то вроде клавиши «enter» и строка отправлялась в отливной аппарат. Перед тем, как произойдет отлив строки, особый механизм поднимал клинья, интервалы между словами синхронно увеличивались, строка занимала заданный ранее формат. Таким образом, все строки текста могли быть одного формата. Далее к строке подводился котел с расплавленным металлом и производился отлив. Каждая матрица с той или иной буквой имела сверху уникальный набор зацепов, за счет которых она могла перемещаться по разборочной рейке и падать с нее строго в тот канал магазина, откуда она была взята.
В то время, когда шел разбор предыдущей матричной строки, наборщик набирал новую, отлитая строка подрезалась по высоте и толщине. Примерно через десять секунд горячая и блестящая словно серебро строчка падала на приемный стол.