В 1875 году в парижском отеле «Друя» прошёл не совсем обычный аукцион. Несколько художников импрессионистов устроили распродажу своих картин. Сделано это было не от хорошей жизни, импрессионизм, совсем новое направление в живописи, никак не мог заслужить одобрения избалованной парижской публики и критиков. «Безумие», «бессмысленная мазня», «скандал» — как только не издевались над группой молодых художников, бросивших вызов традиционной, академической живописи. Как результат — долгие годы суровой борьбы с нуждой, постоянные поиски заказчиков, раздражающие общество выходки, чтобы привлечь к себе внимание. В этом смысле, наиболее показательной была судьба одного из самых талантливых из импрессионистов — Огюста Ренуара.
Уже в тринадцатилетнем возрасте маленький Огюст начал свою карьеру художника. В течение нескольких лет Он расписывает фарфоровую посуду на знаменитой Севрской мануфактуре, веера, шторы. Мечтой Ренуара была учёба в хорошей живописной мастерской, у профессионального художника. Задолго до того, как мечта его осуществилась, Ренуар уже писал портреты своих близких, но больших иллюзий по поводу своих первых работ не питал. Когда Ренуар бросил выгодную работу на фабрике по изготовлению штор, чтобы приступить к занятиям в мастерской Глейра, его семья отнеслась к этому очень прохладно. Отныне художник мог рассчитывать только на небольшую помощь младшего брата Эдмона, популярного журналиста. А помощь была очень кстати. Дело доходило до того, что Опосту приходилось писать картины красками из использованных тюбиков, которые оставались от других учеников. И хотя эти первые тяжёлые годы дали Ренуару нечто куда более важное, чем деньги — друзей и единомышленников, имена которых также вошли в историю живописи, материальный вопрос ещё долго продолжал мучить его. И вот аукцион в отеле «Друо»...
Аукцион провалился с треском. Так, Огюст Ренуар за 20 своих картин получил всего 2000 франков, сумму, которую более известный художник мог бы получить за одно полотно. Но этот аукцион дал художнику нескольких верных почитателей его таланта, среди которых были знаменитый французский издатель Жорж Щарпантье и особенно его жена Маргарита.
Маргарита Шарпантье родилась в известной во Франции семье, принадлежавшей к крупной буржуазии, фамилию Лемонье носили известные ученые, писатели, политики. Нет ничего удивительного, что молодая женщина из такой Семьи, выйдя замуж, решила устроить в своём доме светский салон, который посещали бы самые известные люди искусства и политики. На роль хозяйки такого салона Маргарита Шарпантье подходила, как никто. Изысканно любезная, красивая, хорошо образованная и остроумная, она сумела привлечь в свой дом всех интересных парижан того времени, независимо от знатности, богатства и убеждений. Посещая её салон, Ренуар сумел завести несколько полезных знакомств, давших ему немало заказов и облегчивших доступ на престижные выставки. Мадам Шарпантье немало хлопотала за своего любимого художника, заказывала ему картины членов своей семьи, но главное, и она и её муж верили в то, что импрессионизм имеет большое будущее. А эта вера была очень нужна и Ренуару, и его друзьям. Если и вы любите семейные портреты и интересуетесь своими родственными связями, то можете купить родословную книгу http://www.dariteknigi.ru/catalog/19/ для семейной летописи.
В 1877 году разорился торговец и коллекционер Эрнест Ошеде. По решению суда его коллекция была продана с торгов во все том же отеле «Друо». Конечно, импрессионистам от этой распродажи не причиталось ничего, но те мизерные суммы, которые удалось выручить продавцу за их картины, был серьёзным ударом для Ренуара и его друзей. На помощь опять пришла Маргарита Шарпантье, которая не только заказала Ренуару большой портрет, но и развила бурную деятельность, которая обеспечила бы этой картине успех на ближайшем парижском Салоне, этой ежегодной выставке достижений французского искусства. И в 1879 году картина буквально прогремела, что стало одним из важнейших моментов в истории импрессионизма.
Сейчас эта картина находится в нью-йоркском музее Метрополитен. Мы видим красивую молодую женщину, Маргариту Шарпантье, сидящую на диване в комнате, убранной в восточном вкусе. Рядом с ней её маленькие дети, Поль и Жоржетта, маленькие ангелы, вид которых в своё время особенно помог импрессионизму «примириться» с парижской публикой. Жоржетта сидит на большом сенбернаре, спокойно лежащем на полу. Герои картины несколько приукрашены Ренуаром, но сделано это настолько мастерски, такими изысканными красками, что мысль об «искусственности» картины даже не приходит в голову.