Возрождение удивительная эпоха, когда средневековый человек вдруг осознал , что слова «образ и подобие божие» — это не наследственный титул, а суровая и почётная обязанность. Человек увидел себя вендом творения и, упоённый, решил завладеть всем творением, всё понять, вычислить и объяснить. Чтобы если и не стать равным Богу, то хотя бы максимально приблизиться к нему, подняться при помощи познания над мёртвой материей и самому стать творцом. Этот, пока ещё почтительный, бунт против небес породил неслыханный взлёт в философии, в естествознании, в искусстве... Какие имена! Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль — целая армия титанов, которые делают одно дело, помогают друг-другу даже враждуя, и потеря одного бойца не сможет остановить наступления. Но это только Италия, а что же остальная Европа, где тоже ждут перемен? Как в Испании, в Германии, во Фландрии? То здесь, то там появляются отдельные выдающиеся фигуры, которые начинают в своих странах дело Ренессанса, но почти всегда в одиночку, не имея ни достойных помощников, ни соперников. Таким «незаменимым» стал для немецкой культуры Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.).
Дюрер, безусловно, был человеком своего времени. С детства — работа в ювелирной мастерской отца, затем длительные скитания по немецким землям. Он рисует. Рисует пейзажи, орнаменты, портреты и обнажённую натуру... Параллельно с живописью Дюрер изучает математику, перспективу, анатомию, архитектуру, фортификацию. Он один из величайших гравёров всех времён, его «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513 г.), «Святой Иероним» (1514 г.), «Меланхолия» (1514 г.) по сей день являются признанными образцами сложного искусства гравировки. Всё это — на фоне гигантского исторического переворота, происходящего в Германии в первой трети XVI века. Выступление Лютера против папского Рима, яростная агитация Меланхтона, опустошительная крестьянская война, безжалостные преследования протестантов католиками и католиков протестантами. Поначалу, всей душой приняв учение Мартина Лютера и став активным участником Реформации, к концу жизни Альбрехт Дюрер понял, насколько опасными могут быть претензии людей на единственно верное понимание Истины. Потрясённый нескончаемым кровопролитием, охватившим Европу, Дюрер пишет «Четырёх апостолов», как протест против излишне вольного обращения со словом Божьим во имя удовлетворения сиюминутных политических интересов, против практики разрешения религиозных споров силой оружия.
В октябре 1526 года, уже смертельно больного Дюрера, посетил член городского совета Нюрнберга, где Дюрер прожил последние годы жизни» Лазарус Шпенглер (можно читать http://ispovedi.com/ другие истории из жизни). Разговор шёл о последнем творении мастера, об алтаре «Четыре апостола». Лазарус Шпенглер уже видел эту картину и был просто потрясён ею. Что же хочет великий, получивший европейское признание, художник от нюрнбергского городского совета?
Наслышанный о том, что по Германии прокатилась очередная волна погромов в церквях, во время которых погибло множество бесценных произведений искусства, Дюрер серьёзно озабочен судьбой своего последнего творения, в которое вложил весь свой талант, отдал все силы и видел в нём своё завещание этому миру. Дюрер знал, что погромы были произведены фанатиками, требующими удаления из храмов всех изображений святых, апостолов, всех украшений, всего того, что «оскорбляет» евангельскую простоту раннего христианства. Это движение если и не пользовалось поддержкой властей, не встречало, однако, и серьёзного противодействия. Пытаясь обезопасить «Четырёх апостолов», Дюрер решает подарить картину городу, справедливо полагая, что уж свою собственность расчётливые бюргеры в обиду не дадут.
6 октября 1526 года городской совет принял этот дар, и, несмотря на отказ Дюрера от вознаграждения, постановил выплатить ему вполне приличную сумму. Вечером того же дня в дом художника пришли несколько горожан, бережно взяли на руки две большие доски и отнесли их в ратушу, где уже было приготовлено место. До сих пор образы четырёх апостолов — Петра, Павла, Иоанна и Марка вызывают восхищение зрителей и споры специалистов. Многие считают, что первоначально алтарь должен был состоять не из двух, а из трёх досок — имеющаяся часть производит впечатление незавершенности, как будто не хватает центрального образа. Но прямых указаний на это нет. Под Изображением апостолов, по настоянию Дюрера были написаны изречения апостолов об опасности, исходящей от лжепророков. Ещё одну надпись сочинил сам Дюрер: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Сейчас этого изречения, посетители мюнхенской Старой пинакотеки, где хранятся «Четыре апостола», уже не увидят: доска с надписью была отпилена по приказанию одного из «мирских правителей».