Когда речь заходит о великих произведениях живописи, наверное, первое, что вспомнится любому культурному человеку,— это картина «Мона Лиза» великого итальянского живописца, скульптора, изобретателя и учёного Леонардо да Винчи (1452-1512). Жизнь Леонардо прошла в страшном и прекрасном мире Италии эпохи Возрождения, раздробленной на множество небольших, но воинственных княжеств и республик. Благоговение, которое правители этих княжеств испытывали к высоким проявлениям культуры, удивительным образом сочеталось у многих из них с совершеннейшим пренебрежением к судьбам самих художников и скульпторов.
Внебрачный сын нотариуса и крестьянки, Леонардо с ранних лет с почувствовал непреодолимую тягу к постижению секрета человеческой красоты. Первые свои шаги в этом направлении он сделал в мастерской флорентийского скульптора и живописца Андреа Вероккьо, который очень скоро начал доверять молодому ученику целые фрагменты на своих картинах. К этому времени есть у Леонардо и собственные картины, например «Мадонна с цветком». В этой, одной из самых ранних его картин уже чувствуется рука зрелого мастера. В 1480 году Леонардо да Винчи откроет собственную мастерскую, к нему приходят первые заказчики. Но тут его страсть к рисованию отступает на второй план перед, возможно, ещё большей страстью — к науке. Здесь впервые проявилось его «неумение» довести начатое до полного завершения, хотя и выполненная часть работы приводила современников в изумление. Сказывалось его желание довести начатое до полного совершенства, невзирая на затраченное время, с чем его заказчики согласиться не могли. Дела во Флоренции пошли у Леонардо неважно, и в 1482 году он поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. В Милане Леонардо да Винчи провёл долгих семнадцать лет, создал бессмертные картины «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря», несколько великолепных статуй. В 1499 году, когда Милан был взят и разграблен солдатами французского короля Франциска I, Леонардо пришлось покинуть город и вернуться во Флоренцию.
Сейчас трудно представить, но один из величайших художников всех времён просто затерялся среди множества посредственных мастеров. Заказы, получаемые Леонардо, были незначительны, но один из них подарил нам «Мону Лизу». В своих «Жизнеописаниях» Джордже Вазари так написал о создании этой картины: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его». Многие современные исследователи подвергают сомнению эту версию, утверждая, что моделью послужила одна из придворных дам флорентийского герцога Джулио Медичи. Теперь уже вряд ли мы узнаем, кто из них прав, но этот портрет навеки вошёл в нашу культуру под именем «Моны Лизы», или «Джоконды». По некоторым данным известно, что во время работы над этой картиной Леонардо да Винчи отказался от целого ряда выгодных заказов и полностью отдался работе над «Моной Лизой», которая заняла у него три года (1503-1506). Спокойная и величественная фигура молодой женщины на фоне мягкого, в голубоватой дымке, пейзажа со скалами и горными потоками. По общему признанию, изображённая на портрете женщина не была красавицей, но она удивительно привлекательна благодаря мягким чертам лица и особенно чудесной улыбке, которая сама по себе вошла в золотой фонд мировой культуры. «Улыбка Джоконды», кому из нас незнакомы эти слова! Особенно усиливает впечатление доброты и мягкости молодой женщины её скромное тёмное Платье и спокойная, естественная поза.
Сейчас уже мало кто знает, что первоначально картина выглядела несколько по-другому. Когда-то по обеим сторонам картины были нарисованы каменные колонны, благодаря которым можно было понять, что Мона Лиза сидит на балконе. До наших дней эти части картины не дожили, их обрезали по неизвестной причине. Также, цветовая гамма лица Моны Лизы в наши дни не соответствует описаниям современников Леонардо да Винчи. Время, темная лакировка и небрежное, подчас, хранение, нападение маньяка, облившего картину кислотой... А ведь было ещё и самое громкое в истории музеев ограбление, когда целых два года и три месяца картина была спрятана в куче строительного мусора и сохранилась каким-то чудом. Грабитель, некто Перуджи, итальянский стекольщик, работавший в Лувре, считал» что «бесценное сокровище итальянцев» было увезено Наполеоном во время его итальянского похода, и мечтал вернуть полотно на родину. Перуджи ошибался, «Мона Лиза» была Продана самим Леонардо Франциску I за огромную сумму в 4000 золотых экю. Сначала картина долгое время находилась в королевском замке Фонтенбло, Людовик XIV распорядился перенести её в Версаль, и лишь после Великой Французской революции она была передана в Лувр, где находится и поныне, являясь главной его жемчужиной.