Началась эта странная история с того, что деревенский мальчик, по имени Николас, живший в окрестностях Кельна, пережил удивительное видение. Ему явился ангел объявивший, что Гроб Господень будет освобожден не мечом, но миром. Этот подросток, очевидно, обладал всеми задатками лидера. Он рассказывал об увиденном с такой подкупающей искренностью, что тысячи людей стали собираться, чтобы послушать его. Мальчик, отмеченный ангельской печатью, сделался всеобщим любимцем. Поверившим в него юный ритор обещал, что пойдут они, как Моисей, «среди моря по суше». Впереди ждало их «вечное царство мира», что утвердится в Иерусалиме.
В считанные недели всколыхнулись все земли в низовьях Рейна. Много было сочувствующих. Народ наперебой предлагал детям -крестоносцам помощь. Если где-то их «армию» не пускали в город, боясь беспорядков, то горожане выносили в поле питье и яства, Щедро угощая всех отправившихся в путь.
Лишь немногие умы остались стойки к такому искушению. Авторы некоторых хроник неодобрительно отозвались о всеобщем увлечении, называя самого Николаса и тех, кто пошел за ним, латинским словечком stulti — «глупцы» или даже именуя их «орудиями дьявола».
Однако эти упреки тонули в море энтузиазма. «Собралась толпа в двадцать тысяч мальчиков, девочек, а также беспорядочного сброда» и двинулась из Кельна на юг. По словам хронистов, на одежде Николаса красовался «крест в форме буквы Т, что почитается знаком святости и чудотворной силы». В ту пору многие знали, что точно такой же крест носит на своей одежде и один из самых известных людей того времени — Франциск из города Ассизи. «Быть может, и юного воина Христова ждет теперь та же слава?» — говорили одни. «Та же дурная слава», — думали другие.
Франциск — а был он примерно на пятнадцать лет старше нового подвижника, Николаса, — уже успел прославиться как безумец отъявленный скандалист. От него отвернулись родные и близкие; им возмущались власти! церковные и светские. Он требовал от своих сторонников бедности, целомудрия и послушания; он хотел, чтобы всю жизнь они оставались неприкаянными бродягами. Он ненавидел законы и оружие; считал, что богатство и власть портят людей. Он шел по грани, разделявшей церковь и ересь, увлекая за собой все больше «братцев» и все сильнее рискуя кончить жизнь на костре. Лишь в 1210 году его положение в обществе стало в какой-то мере прочным. Папа римский Иннокентий III позволил ему создать свою «официальную секту» — орден францисканцев.
В году 1212 судьбы Николаса и Франциска наконец сошлись в одной точке Итальянский подвижник тоже задумал отправиться в крестовый поход. Только он не звал за собой толпы людей, не думал их телами вымостить путь в грядущий блаженный мир. Вся его армия состояла из него одного. Он задумал уехать к магометанам» в Сирию, чтобы там силой дарованного ему таланта убедить магометан отказаться от их веры. Он свято верил в то, что людей надо не убивать, а воспитывать.
Забегая вперед, скажем, что в 1219 году Франциск приехал в Египет, где в то время крестоносцы осаждали крепость Дамиетту, и, проникнув к султану аль-Калилу, принялся наставлять его в основах христианства. Его поведение было столь необычным и бесстрашным, что изумленный правитель никак не наказал неверного; лишь отослал его прочь. «Мост, который мог бы соединить Восток и Запад, рухнул сразу, оставшись навсегда одной из несбывшихся возможностей истории». Но прежде разрыва с незваным миссионером была расправа с непрошеными гостями — детьми.
Странное, даже зловещее сходство сквозит в биографиях Николаса и Франциска. Оба умели увлечь за собой людей. По одному слову любой их сторонник готов был оставить все, что имел. Оба явились укрепить веру в Христа и принести мир на землю. Один спас жизни тысячам бедняков; другой погубил тысячи детских душ.
Если нужна губная гармошка, то ее можно купить в Киеве через сайт http://shop.harmonica.kiev.ua, также можно получить консультационную помощь при выборе.