Пришли дни, когда стали сражаться все. В XV веке Япония фактически распалась. Каждый даймё заводил себе дружину и нападал на соседей, видя в любом из них врага. Всюду шли междоусобные стычки, а вскоре была сожжена и столица. Правители задолжали немалые деньги «ничтожным людишкам» — купцам и, чтобы добыть средства, безжалостно обирали чернь. Вся страна была охвачена беспримерными смутами и раздорами. Голод и бессилие звали людей к оружию.
Главными фигурами в этой войне стали самурай и ниндзя — меч сражений и кинжал засады, солдат дня и убийца ночи. Именно в это время «воины-тени» нашли славу.
«Где бы я ни находился, в горах или под землей, в любое время и везде мой долг обязывает меня охранять интересы моего владыки», — сказано в клятве, которую приносил самурай. Он шел путем воина и подчинялся долгу. Самураю запрещалось лгать, злословить, совершать бесчестные поступки; он обязан был презирать роскошь и деньги.
«Правое дело — все, жизнь — ничто», — сказано было в кодексе самураев. Большинство их старались следовать заповедям, хотя в эпоху войн предавать стало так же легко, как дышать. Тогда многие самураи забывали свой долг, сбивались с пути и гибли, проклятые всеми.
Ниндзя же никогда не знали, что такое честь. Они были живым воплощением грязных мыслей самураев. Если самурай следовал долгу и не мог убивать из засады, он нанимал для убийства ниндзя. Если самурай брезговал тайно проникать в дом врага, он нанимал ниндзя. Честь была сохранена, а враг лежал с кинжалом в груди.
Путь самурая — прям, как пущеная стрела. Путь ниндзя — извилист, как движения змеи. Самурай открыто сражался под поднятым им знаменем. Ниндзя предпочитал поднимать знамя врага.