Первым хоккеистом, которому в СССР официально разрешили играть в НХЛ, был Сергей Пряхин. Быть может, он и не входил в плеяду советских суперзвезд калибра Макарова и Крутова, но был сильным игроком, иначе его просто не пригласили бы в «Калгари флэймз». Этот момент стал поворотным в отношениях двух хоккейных супердержав.
Но по-настоящему революционным следует считать не спокойный и одобренный в высших советских хоккейных инстанциях переход Сергея Пряхина, а бегство в НХЛ одного из талантливых советских хоккеистов, игрока ЦСКА и сборной Александра Могильного.
Это произошло весной 1989 г. Александр Могильный сбежал с чемпионата мира в Стокгольме за океан и подписал контракт с клубом НХЛ «Буффало сэйбрз». На родине, несмотря на перестроечные времена, Могильного объявили предателем. Военная прокуратура даже завела на хоккеиста, игравшего и ЦСКА и потому являвшегося военнослужащим, уголовное дело, обвинив в дезертирстве. Его родителям, живущим в Хабаровске, пришлось в полной мере хлебнуть горького за сына-«отщепенца».
Резонанс этого скандала был таков, что спустя пять лет, когда в 1994 г. сборная «звезд» России, воспользовавшись локаутом (прекращением игр в связи с забастовкой) в НХЛ, отправилась в Москву на серию матчей против российских клубов, Могильный опасался за себя. Он был уверен, что прямо в аэропорту Шереметьево ему наденут наручники и препроводят в узилище. По свидетельству многих, перед самой посадкой Александр очень волновался и умолял Сергея Макарова и Вячеслава Фетисова не оставлять его одного.
Только когда хоккеистов провели через VIP-зал, Могильный успокоился и понял, что никто не собирается его задерживать и упрятывать за решетку.
При желании вы можете через интернет купить умывальник в Одессе http://www.mattoni.od.ua с доставкой по городу или стране. Также есть кухонные мойки, плитка и мебель.
Но вернемся в год 1989-й. В сезоне 1989/90 г. сразу несколько советских хоккеистов дебютировали в НХЛ. Пути в Лигу у них были разные: к примеру, Вячеслав Фетисов долго и трудно боролся с отечественными хоккейными бюрократами, дожидаясь «благословения» высших инстанций.
5 октября 1989 г. можно считать датой «вторжения» русских на лед НХЛ. Первую «русскую» шайбу в НХЛ забросил Александр Могильный. Случилось это в первой же смене, на 20-й сек матча «Буффало»—«Квебек». Впечатляющий дебют! А через четыре дня, в игре против «Миннесоты» (2:2), он сделал первую голевую передачу.
В тот же день, 5 октября, Вячеслав Фетисов взял свое первое очко также в первом для себя матче в НХЛ. Это произошло в знаменитом «Спектруме» в Филадельфии. Когда секундомер показывал всего-то 1:09 первого периода, шайба после броска Вячеслава попала в Тюржона и рикошетом вошла в ворота. «Я нервничал, но был готов (к игре)», — скажет после матча Фетисов. Игру канадцев против впервые появившихся на льду НХЛ русских хоккеистов (в той игре также дебютировал и Сергей Стариков) нельзя было назвать грубой, хотя Фетисов и получил пару увесистых тычков от Токкета и Рона Саттера. Впрочем, наши не оставались в долгу: в середине второго периода Фетисов заработал свой первый малый штраф в НХЛ за жесткую игру против оппонента. В заключение нужно отметить, что «Нью-Джерси дэвилз» легко переиграли хозяев в тот вечер (6:2), а свою первую шайбу Вячеслав забил 19 октября против той же «Филадельфии» (5:3).